Радость творения

Так получилось, что вся жизнь Нины Иосифовны связана с торговлей и потребкооперацией. А ведь все могло быть совершенно иначе...
У каждого возраста свои радости. В этом абсолютно уверена Нина Захаревич — бывший директор Ивенецкого РТП Воложинского райпо, этой весной отметившая славный 70–летний юбилей. Пять лет назад, когда ее сковал страшный недуг и счет шел не на дни, а минуты, Нина Иосифовна мечтала только об одном: встать, чтобы, быть может, в последний раз полюбоваться своими любимыми розами. И чудо, умноженное на твердость духа и невероятную жажду жизни, случилось. Первый шаг, второй, третий... Сегодня моя героиня не то что ходит, летает, каждый день преображая все больше и без того примечательный свой участок.

Так получилось, что вся жизнь Нины Иосифовны связана с торговлей и потребкооперацией. А ведь все могло быть совершенно иначе. Родилась Нина на хуторе в Столбцовском районе. Отец — великолепный строитель, а мама — замечательная портниха. Умение во всем видеть прекрасное передалось и девочке. Она могла за вечер смастерить себе такой наряд, что вся деревня вначале неделю его обсуждала, а потом записывалась в очередь, чтобы иметь не хуже. За что бы ни бралась Нина, все спорилось и горело в руках. Впрочем, и сейчас точно так же.

После окончания восьмилетки за компанию с подружкой подала документы в учетно–плановый техникум в Молодечно. А ведь мечтала о другом — о белом врачебном халате. Нина экзамены выдержала. И первый раз в жизни растерялась: что делать? О будущей профессии даже понятия не имела. После окончания техникума получила распределение в Полонковское сельпо сразу старшим бухгалтером: прежнего посадили за крупную недостачу. Вот страху–то натерпелась в 17 лет! Позже уехала в Столбцы, где ей предложили место экономиста. Окончила Белорусский государственный институт народного хозяйства. Потом были Узденский райпотребсоюз и директорское кресло в универмаге Ивенецкого сельпо. А в 1979 г. Нину Иосифовну избрали делегатом съезда потребительской кооперации СССР, доверив выступить от имени белорусской делегации. Ей аплодировали стоя, а в перерыве к ней подошел Ясир Арафат и на виду у всего Кремлевского зала повязал на голову свой платок. Долго еще потом хранила его «арафатку».

Девчонкой Нина Захаревич мечтала о своем доме, в котором будет много комнат, оформленных каждая в своем стиле. И это сегодня есть. Вызывает восхищение не только сам дом, где каждая деталь продумана и к месту, но и дворовые постройки. Даже хозяйственная часть как произведение искусства. Резной забор из покрашенной вагонки, арочная дверь, за которой территория для живности — кроликов и уток.

Игра в куклы


Первой у входа на участок нас встречает парочка смешных кукол — индейцы маугли, как назвал их двухлетний внучок Даниил. Это для него бабушка и расстаралась. А начиналось все со сказки. Малышу так понравился герой Киплинга Маугли, что он во что бы то ни стало хотел иметь и у себя такого друга. Нине Иосифовне ничего не оставалось, как приняться за работу. Хотя, по большому счету, она была даже очень рада. В ее руках все всегда спорилось: шитье, плетение или кулинария.



Поскольку выбор подручного материала был невелик, то за основу были взяты деревянные чурочки. Их Нина Иосифовна завернула в целлофан (чтобы дожди и снег не разрушали древесину), натянула колготки — как раз в тон загорелому телу. А уже поверх их придумывала наряды — кофты, юбки, бусы и браслеты. Волосы сделала изо льна, а вот с «лицами», признается, повезло — после новогоднего маскарада осталось две маски индейцев. Так и получилась задорная «дикая» парочка.

В деревянные подошвы вбила по штырю и воткнула их в землю, и теперь фигурки прочно стоят на газоне. А чтобы наряды не портили дождь и яркое солнце, раскрыла над индейцами зонт.

Чуть в сторонке от них у импровизированного колодца «расхаживает» длинноногий журавль. Он, как детский конструктор, собран из отдельных частей: туловище, два крыла, клюв... Каждая деталь — это отдельно выпиленный и обработанный по краям кусок доски. Немного масляной краски — и образ оживает.

Совсем несложно создать и зайчика из... бревна. Распиливаем чурочку наискосок, обозначаем ушки и расписываем мордочку. Рядом с длинноухим на стилизованной лужайке примостилась парочка ежей, а над ними белка с орешками.

Привычные вроде бы фигурки, а, собранные вместе, дают ощущение лесной сказки.



Розовый сад


В какой уголок сада ни брось взор — везде цветы. В основном розы всевозможных расцветок: есть и плетистые, и почвопокровные. И именно роза, вне всяких сомнений, любимый цветок Нины Иосифовны. Ее–то и дарят чаще всего. Но поскольку день рождения моей героини приходится на середину марта, она научилась черенковать розы, подаренные даже в это неурочное для них время.

— Не букетные, а обычные розы, растущие на участке, можно черенковать с июня (со стеблей, бутоны которых благополучно отцвели) и до ноября (с побегов, которые вырезают осенью, готовя кусты к зиме). Как показывает практика, лучше всего черенкуются розы с красными и розовыми цветками, хуже — с желтыми. Почти без проблем укореняются корнесобственные розы — патио, флорибунд, плетистые. Намного хуже приживаются чайно–гибридные и современные голландские клоны. Плетистые, почвопокровные и некоторые кустарниковые розы хорошо размножаются и отводками, которые можно пришпилить к земле.

Летом, когда вокруг все цветет и благоухает, об украшении своего участка как–то и не думается. Но, к сожалению, пора цветения не вечна. Нина Захаревич для себя нашла выход, используя пластиковые бутылки. Пластик долговечен, не выгорает, не боится влажности и ветра. А кто сказал, что искусственные ландыши, нарциссы, ромашки или незабудки ранней весной или поздней осенью не радуют? Конечно, им очень далеко до живых цветов, но если приложить фантазию, то и они могут стать настоящим шедевром. У Нины Иосифовны именно так и получилось. Самое простое — разрезать бутылку, разровнять пластик и по трафарету вырезать необходимые цветочки–листочки. А затем уже проволокой прикрепить их к стеблю, которым вполне может стать жесткий металлический стержень или дерево, погибшее в саду. Пластиковые детали можно и покрасить. Лучше всего это сделать акриловой краской.


Расписной огород


Не меньшее восхищение вызывает и огород Нины Иосифовны. Мало того что на грядках идеальный порядок, так еще и культуры высажены по всем законам аллопатии. Клубника, устланная соломой, соседствует с чесноком, морковь — с луком.

Большинство грядок обсажено бархатцами. Что и говорить: они великолепная (и при этом красивая) защита от вредителей.

Из расписанного орнаментом парничка первые огурчики сняли еще в начале июля. В отдельных тепличках — томаты и перец.

Здесь грядки и клумбы дополняют друг друга. Фасоль по одну сторону дорожки соседствует с лилиями и гвоздиками, розы — с малиной и смородиной.

На зависть и картофельное поле — на нем нет ни жуков, ни обглоданных ими растений. Нина Иосифовна периодически собирает «полосатиков», стараясь не использовать химию. А в этом году (в случае нашествия колорадских вредителей) хочет попробовать новый метод. Надо собрать пол–литровую банку взрослых колорадских жуков, высыпать их в 10–литровую емкость, залить горячей водой и закрыть. Жуки умрут, но будут еще плавать на поверхности. После того как все полосатые вредители опустятся на дно, надо выждать еще неделю, пока наконец–то не будет готов натуральный яд. Но в такой пропорции использовать его сразу нельзя: высококонцентрированный, он может сжечь картофельные стебли. Чтобы определиться, какой концентрации раствор нужен, необходим небольшой эксперимент. Налейте три пол–литровые банки и по–разному разбавьте водой: первую 1:1, вторую 1:2, а третью 1:3. Затем опрыскайте посадки, а через сутки проверьте результативность работы. Так вы поймете, какая концентрация лучше подходит для вашего сорта картофеля. Главное преимущество такого метода борьбы с колорадским жуком в том, что отравляющее вещество действует почти неделю. И даже дождь не снижает его эффективности.

У входа в дом прямо напротив беседки плотной стеной возвышается жасмин. Когда он цветет — зрелище неописуемое: почти трехметровую аккуратно подстриженную зеленую отвесную стену венчает пышная белая шапка цветов.

На прощание Нина Иосифовна угостила меня своими фирменными пончиками и за чаепитием призналась, что в 40 лет ей казалось, что жизнь подходит к концу: «Я и детям тогда говорила, что не хочу быть старухой и не могу представить себя в шестьдесят лет. И вот мне уже семьдесят, а жизнь–то по–прежнему прекрасна».

Рецепт от Нины Захаревич:

Пончики по–ивенецки


12 желтков, 1 стакан сахара и щепочку ванили взбить до пышной пены. Три пол–литровые банки муки просеять, добавить в нее пачку сливочного масла, натертого на терке или мелко порубленного ножом, и перемешать. Приготовить опару из 70 г дрожжей, 1 ст. л. сахара, 0,5 стакана муки и 0,5 стакана теплого жирного молока. 1 стакан молока закипятить и потихоньку влить во взбитые желтки, а потом все в муку и подошедшие дрожжи. Замесить тесто и поставить его на 3 ч. в теплое место. Дать дважды подняться. Затем сформировать из него шарики не больше грецкого ореха. Выложить, дать подойти и пожарить в свином жиру до желтовато–коричневого цвета с обеих сторон.
Вынуть шумовкой и выложить на сито или бумажную салфетку, чтобы стек лишний жир. Полуохлажденные пончики обвалять в сахаре или, когда остынут, посыпать сахарной пудрой.

Советская Белоруссия №140 (24523). Суббота 26 июля 2014 года
nvt–09@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter