Радость непостоянства

О реформе ООН

Вчера Генеральная Ассамблея ООН выбирала 5 непостоянных членов Совета Безопасности на 2011 — 2012 годы. Обычно это такая согласованная заранее процедура, несколько схожая с мировыми конкурсами красоты... Существуют страны–претендентки от всех частей света, которые должны «себя показать» перед 192 членами Генассамблеи. Конечно, каждая кандидатка всячески подчеркивает свои преимущества, однако реальная власть все же у тех 5 великих государств, которые обладают правом вето. Это США, Россия, Китай, Франция и Великобритания. И кстати, несмотря на все разговоры о реформе ООН, поступаться этим своим правом они не собираются.


Интрига заключается в том, что Германия, которая претендует на непостоянное место в Совбезе от группы стран Запада, намерена добиваться коренной реформы высшего органа всемирной организации. Ангела Меркель считает, что на нынешний момент постоянный его состав уже не отражает реальную расстановку сил в мире.


Для Берлина временное членство — лишь промежуточная станция. ФРГ принадлежит к числу стран, выступающих за реформу Совбеза ООН. Несколько лет тому назад Германия вместе с Индией, Бразилией и Японией создала так называемую «группу четырех», чтобы добиваться реформ общими силами. Тогда эта инициатива результата не принесла и Берлин изменил стратегию. Теперь правительство Меркель хочет добиться членства в Совбезе, чтобы представлять там интересы ЕС.


Коллеги по европейскому сообществу на скорую реформу не надеются, однако инициативность Германии приветствуют. «Конечно, постоянный мандат в Совете Безопасности ООН для Европейского союза — заманчивая перспектива, но до сих пор это было невозможно, — заявил в интервью радиостанции Deutschlandfunk бывший канцлер Австрии Вольфганг Шюссель. — Поэтому правильно то, что Германия, вместо того чтобы сидеть сложа руки и ждать реформы, стремится попасть в СБ хотя бы в качестве временного члена. Такой статус соответствовал бы политическому весу Германии в мире».


Недавно, выступая в Нью–Йорке, Меркель еще раз подтвердила, что в случае избрания ФРГ преобразует свое место в Совбезе в «европейское»: она будет тесно согласовывать свои шаги с другими странами — членами Евросоюза.


Федеральный канцлер выразила мнение, что кандидатура ее страны является наиболее подходящей, поскольку Германия — третий по значению плательщик в бюджет ООН. Действительно, ее финансовый вклад составляет 8,6 процента бюджета этой организации, что больше взносов четырех из пяти постоянных членов Совета Безопасности (Великобритания — 6,6%, Франция — 6,3%, Китай — 2,7%, Россия — 1,2%).


Но дело не только в деньгах. Германия берет на себя все большую долю ответственности при решении многих глобальных вопросов. Она участвует во многих миротворческих операциях под эгидой ООН, активно поддерживает цели тысячелетия, многого добивается в деле разоружения.


Кстати, один из главных аргументов, который приводят в Берлине в пользу постоянного присутствия ФРГ, а также Японии в Совете Безопасности, — их безъядерный статус. До сих пор только ядерные державы имеют в Совете Безопасности места постоянных членов с правом вето. На фоне кризиса режима нераспространения ядерного оружия повышение роли безъядерных стран в ООН стало бы важным сигналом, показывающим, что совсем не обязательно обладать оружием массового поражения, чтобы с тобой считались в мире. Во всяком случае, такую идею доносит до своей интернациональной аудитории «Немецкая волна», объясняя, почему Германия достойна стать постоянным членом ООН.


С точки зрения Берлина состав постоянных членов Совета Безопасности следует расширить за счет стран, играющих выдающуюся роль в тех или иных регионах мира, в частности, Бразилии — в Южной Америке, Японии и Индии — в Азии, ну а Германии — в Европе.


Вообще–то в последнее время мы как раз и наблюдаем выдвижение этих государств на передовые позиции в мире, прежде всего в экономике. Согласно прогнозу Международного валютного фонда ВВП развивающихся стран вырастет на 6,4% в 2011 году по сравнению с 2,2% для развитых стран, пишет «Финмаркет».


Но все же устои ООН не могут меняться так быстро, как рейтинги на бирже. Не будем забывать, что Генассамблея ООН — это единственный орган, решения которого легитимны во всем мире. Так что если мы и сравниваем сегодня «дефиле» кандидатов на выборные посты в этой организации с конкурсами красоты, то это та красота, которая спасет мир.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter