О картине Марии Исаенок «Сентябрьское солнце»

Радость бытия

Мария Исаенок пришла в белорусское изобразительное искусство в начале 1970-х после окончания художественного училища. А ее первая персональная выставка случилась только в 2000 году. Вот тогда и стало понятно, чем Мария отличается от своих современников и современниц, над чем работала три десятилетия, что искала. И самое главное — нашла.

Все ее большие и маленькие холсты, созданные в разные времена, можно охарактеризовать одним простым, но емким словом — “дом”. Марию не интересуют пафосные темы, она не писала и не пишет многофигурные композиции к юбилейным датам, не создает портреты известных деятелей науки, культуры, истории. С завидным постоянством Исаенок изображает интерьеры, натюрморты, пейзажи — камерные, будничные. Вот она смотрит в соседнюю комнату, а там — простенький стол, на нем — швейная машинка, какое-то шитье. Окно, у стены фигура женщины, дверь в другую комнату или в сад, где зеленые деревья, кусты с цветами. Предметов мало, но все знакомые и родные. Глядишь, и словно узнаешь каждую вещь. И это счастливое узнавание...

Фото представлено НХМ Беларуси

В XVII веке в Нидерландах в городе Делфт жил великий художник. Звали его Ян Вермеер. Так вот он, утверждают искусствоведы, никуда из своего города не выезжал. И ему хватало тем, сюжетов, образов. Сегодня Яна Вермеера относят к когорте самых знаменитых живописцев. О нем пишут книги, снимают фильмы. Его картины баснословно дороги и “гастролируют” по миру. А ведь и он изображал только то, что видел каждый день в своем доме, мастерской, на городских улицах. То, что любил и хорошо знал.

Я думаю, Мария Исаенок идет его дорогой. В постоянной экспозиции нашего Национального художественного музея висит ее полотно “Сентябрьское солнце”, написанное в 2005 году. Оно небольшое — метр на метр, но перед ним я всегда надолго застываю. Эта незамысловатая картина греет своим теплом, и ты, как рыбка на речной отмели, крутишься рядом с ней, то приближаясь, то отдаляясь. У меня (я в этом не однажды убеждался) слюна собирается, когда смотрю на фрукты, лежащие на столе в мягком осеннем свете. Иногда мне кажется, что холст пахнет только что разрезанной золотой дыней. Сладкой, полной аромата и липкого сока... И цветами, и всем тем, чем обычно пахнет осенью. Здесь нет человека, но его присутствие ощущается. Хозяин всего этого сентябрьского великолепия где-то рядом — может, вышел в соседнюю комнату, а может, возится во дворе с цветами, букет собирает.

А еще, как в этой работе Марии Исаенок, так и во всех остальных, есть радость бытия. Неторопливое и размеренное течение будничной жизни. А такое бывает лишь в родных стенах, только дома, где ты всех знаешь и тебя все знают и любят. Как в детстве...

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter