На
Исходя из этого, неудивительно, что первый вопрос с украинской стороны был задан о том, что собой представляет Таможенный союз и в чем его ценность для участвующих стран? Отвечая на этот вопрос, я отметил, что ТС является формой кооперации России, Беларуси и Казахстана по защите общего таможенного пространства от нечестной конкуренции со стороны других стран, включая продажу импортной продукции по ценам, которые могут разорить отечественные предприятия. В новых условиях глобализации для поднятия уровня жизни населения и развития экономики необходимо модернизировать промышленность, ориентируя ее на экспорт, и преодолевать болезненные последствия деиндустриализации 1990-х годов, когда под сладкие песни о «ненужности» промышленности все три страны начали резко сокращать объем промышленного потенциала. Беларусь опомнилась раньше всех, и теперь по ее стопам пошли и Россия, и Казахстан. Особенно поучительными для России и Казахстана оказались уроки кризиса, начавшегося в 2008 году: обе страны с сырьевой экспортной ориентацией прочувствовали, как опасно зависеть от мировых цен на сырье в условиях глобализации, и начали процесс развития промышленного потенциала, в котором на данный момент Казахстан делает наибольшие успехи. Ну а в рамках Таможенного союза модернизировать имеющиеся заводы и строить новые легче, чем без него. При этом основной акцент нужно делать на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Я ответил при этом, что деиндустриализация 1990-х плохо отразилась и на Украине: ВВП на душу населения в Беларуси, приступившей с 1994 года к программе спасения промышленности, в отличие от Украины, составляет теперь, по данным МВФ, 15 000 долларов, а в Украине он в два раза меньше — 7200 долларов. Деиндустриализация ударила и по потенциалу внешней торговли Украины: если по итогам 2011 года у Украины товарооборот составил 151 млрд. долларов, то у Беларуси, население которой почти в пять раз меньше, он был менее чем в два раза меньше — 86 млрд. долларов.
В своем ответном выступлении Владимир Фесенко отметил, что деиндустриализация в Украине в 1990-х годах была связана с сокращением чрезмерно разросшегося Военно-промышленного комплекса (ВПК). Важной задачей в выборе Украины между отношениями в рамках Таможенного союза и ассоциацией с Евросоюзом, включающей Зону свободной торговли, является предотвращение раскола украинской нации. Сабухи Темиров рассказал о важности для Украины Зоны свободной торговли, которая была создана в рамках ГУАМ, позволяющей увеличить экспорт украинских товаров в Молдавию, Грузию и Азербайджан. На вопрос ведущего с украинской стороны, нет ли в Беларуси ощущения, что Россия выступает в роли старшего, Юрий Шевцов в своем выступлении отметил, что важно помнить о той роли, которую до Таможенного союза играла интеграция в рамках Союзного государства России и Беларуси. То, что реализуется в рамках Таможенного союза, основано на наработках в рамках Союзного государства. При этом роль белорусского государства сохраняется, и, несмотря на свою ведущую роль в Таможенном союзе, Россия не подавляет в нем Беларусь. Были некоторые опасения по поводу того, что крупные предприятия из России при поддержке государства могут негативно повлиять на ситуацию в Беларуси, но этого не произошло и, видимо, не произойдет. Из-за резкого сокращения ВПК в 1990-х годах страны СНГ утратили часть мирового рынка вооружений, который вместо них заняли западные страны. Что касается перспектив Украины в рамках разных интеграционных проектов, то говорить о равенстве предложений со стороны Евросоюза и Таможенного союза не приходится. Таможенный союз предлагает Украине полностью равноправное участие с правом блокирующего голоса в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Евросоюз видеть Украину равноправным членом в своих рядах не хочет, предлагая ей лишь некую «ассоциацию», а говоря по-простому — связь. И выбор для Украины прост: либо законный брак в Таможенном союзе, либо сомнительная связь с ЕС, без гарантий учета своих интересов и возможности влиять на решения, принимаемые в ЕС в отношении Украины. Владимир Фесенко ответил на это, что Украину больше всего интересует не членство в ЕС, а выход на 500-миллионный рынок ЕС, который позволит модернизировать экономику страны и привлечет инвесторов из Евросоюза. Он привел в качестве примера «промышленный бум», которым охвачены Польша и Словакия. В своем ответном выступлении я отметил, что секрет интереса инвесторов из ЕС к Польше и Словакии, как, впрочем, и к Чехии, Венгрии и Словении, достаточно прост и кроется в географическом расположении этих стран прямо у границы экономического ядра Евросоюза. Подобного интереса нет к странам, которые слишком удалены от границ Германии, Италии и Франции, и к числу этих стран относятся Латвия, Литва, Эстония, Украина, Беларусь, Румыния и Болгария. И пока стоимость рабочей силы в странах, расположенных прямо у порога самых мощных экономик ЕС, не сравняется со стоимостью рабочей силы в них самих, инвестор из Германии, Италии или Австрии не пойдет ни в Литву, ни в Латвию, ни в Украину, независимо от того, являются ли они членами ЕС или войдут с Евросоюзом в некую ассоциацию. Единственным рецептом выживания и развития украинской экономики является вхождение в Таможенный союз, что позволит получить намного более низкие цены на энергоресурсы, без чего невозможна модернизация украинской экономики. А Юрий Шевцов напомнил украинской стороне, что предложением о вхождении Украины в Таможенный союз не стоило бы пренебрегать, поскольку Таможенный союз усиливает конкурентоспособность на мировом рынке входящих в него стран и ослабляет конкурентоспособность предприятий Украины. Затягивание с присоединением к Таможенному или Европейскому союзам влечет за собою рост экономических потерь Украины.
Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук