Источник: Знамя юности
Знамя юности

Политолог о неприятии радикализма в белорусском обществе

Радикал несвободный

В последнее время о радикализме говорят многие: мы читаем о нем в новостях, слушаем рассуждения политиков, обсуждаем эту тему с коллегами. Вот только почему-то совсем перестали понимать, что именно обозначает это пугающее слово.

REUTERS

Что такое радикализм?

Слово «радикализм» образовано от латинского «корень». Оно означает идеи и действия, направленные на фундаментальное изменение существующих государственных институтов и ценностей общества. Ра­дикализм может быть разный: экономический, ре­лигиозный, философский, однако сегодня больше всего растиражирован ради­кализм политический. Он вызывает негативные ас­со­циации. И вот почему. Еще в 1990 году депутат Вер­ховного Совета СССР профессор Анатолий Де­нисов выступил с пре­дупреж­дением, что главную опасность для страны пред­ставля­ют «воинственный провинциализм и неве­жественный радикализм». Тогда его не услышали, и всего через год радикалы развалили Советский Союз, а народ ввергли в нищету, межэтнические войны, экономические кризисы.

Горькие плоды того радикализма многие пожинают до сих пор. Оттого интуитивно и не любят его. Достаточно сказать, что большинство стран СНГ все еще не может подняться к уровню своего же экономического развития образца 1987 года. 

Беларусь из бывших советских республик пострадала меньше всего, потому что, обретя самостоятельность, быстро выгнала из власти местных, но далеко не доморощенных радикалов, рядящихся в тоги на­циональных спасителей. С 1994 года мы уже не «спасаемся» и не бежим на Запад, как они призывали, а сохраняем то, что накопили за советский период, развиваем экономику, строим новое социаль­ное государство. То есть движемся эволюционно и обдуманно. И на этом пути уже многого добились. От­того-то и не приемлют белорусы всякий радикализм, будь то политический, эко­номический, национальный или языковой. Ибо радикализм всегда много обещает, но еще больше отбирает. 

Почему белорусские радикалы – не доморощенные?

Вы заметили такую особенность – наши «родные» радикалы всегда зовут нас на Запад. Такое впечатление, что они не дома росли, а где-то за границей. И нас хотят туда же спровадить – чтобы мы сами себе стали иноземцами. Это ведь тоже ради­кализм – полностью переписать нашу историю, изменить наши символы, заменить наших друзей и родственников кем-то из западников. В общем, они хотят указать нам наше место – и в геополитике, и в истории, и в будущем. Как будто мы сами его не знаем! Как будто мы, как и они, все эти сотни лет жили в подвешенном состоянии, а не на белорусской почве. Нет, мы-то как раз здешние, ибо твердо стоим на своей земле, а они вот – «импортные». Присланные к нам Западом. 

С чем связан рост радикализма в последние годы?

К сожалению, это тоже западная тенденция. Вы можете называть ее общемировой, но ведь моду-то, в том числе и политическую, по-прежнему задает именно Запад. Приведу примеры. Есть ли в Беларуси хоть какие-то основания для «проблемы с расизмом»? Конечно же, нет. Мы никогда не были ни колонией, ни метрополией, и «цветного населения» у нас ровно столько, чтобы сказать, что у нас нет и не может быть расизма. А между тем некие радикалы из молодых «свядомых» уже требуют запретить у нас слова «негр», «индеец», «темнокожий», «краснокожий» и так далее. Дай им волю, они сожгут такие книжки, как «Хижина дяди Тома», «Отелло», «Последний из могикан», «Том Сойер» и «Приключения Робинзона Крузо». А там и научные изыскания таких борцов с расизмом, как Миклухо Маклай или сам Дарвин! 

В таком случае, может, пришло время запретить Конституцию Соединенных Штатов, ведь она написана рабовладельцами, да еще и не признававшими права женщин? Но при наших западниках-радикалах этого лучше не произносить, ведь они даже в мелочах не допускают критику Запада, зато с легкостью отрицают все родное на том основании, что оно белорусское.

Страшно, что отдельные молодые радикалы приняли за чистую монету повестку дня чужого, западного общества и теперь навязывают ее нам. Они уже видят нас колонией, а про настоящую Беларусь не знают и не хотят знать ничего – так легче внуша­ть то, что сумели они «понять» в «цивилизованном» интернете. Вот почему самое опасное сочетание – это смесь невежества с готовностью все менять и пе­ределывать. В том числе и свою Родину. Но радует, что все же начитанных, грамотных белорусов – большинство. Они умеют анализировать, сопоставлять факты и делать правильные выводы.

Фото  БЕЛТА

Почему радикализм перерастает в экстремизм?

Слезливые радетели прав ЛГБТ, БЛМ и вообще кого угодно вдруг на нашей земле готовы применить самые авторитарные, тоталитарные и даже фашистские методы. На земле, более других пострадавшей от нацистов и их подручных полицаев! К экстремизму наши радикалы склоняются по одной причине – они не видят другого способа взять реванш в Беларуси за наши победы и успехи. Народ не желает пускать радикалов во власть, и только на фашистские методы они и могут рассчитывать, выдавая их за демократию. Все у них начинается с троллинга, продолжается буллингом, затем выплескиванием интернет-ненависти на улицы, а заканчивается подготовкой госпереворота и составлением расстрельных списков. Этот поток «не­вежественного радикализма» нужно остановить, чтобы не утонуть потом в слезах и крови.

Что делать?

Просвещать. Главная роль здесь у школы и СМИ. Как я уже отмечал, белорусское общество в своем большинстве не воспринимает любой радикализм. Но сейчас идет борьба за умы нашего молодого поколения, и в ней мы иногда Западу проигрываем. Особенно тревожно, когда невежественный радикализм накаляется до стадии экстремизма. Проще говоря, когда безумец переходит от своих опасных мыслей к их реализации. Вот тут и нужно поставить правовой заслон – как на пути деструктивных действий, так и порочных идей, их порождающих.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter