Ради всего человечества

Основная задача ученых и практиков – быть готовыми отразить любую угрозу, которыми чревата современная жизнь

Основная задача ученых и практиков – быть готовыми отразить любую угрозу, которыми чревата современная жизнь

Александр Сукало, заместитель председателя президиума, академик и член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней

После катастрофы, случившейся на Чернобыльской АЭС, прошло почти три десятка лет. С течением времени влияние Чернобыля на умы людей стало ослабевать, а трагедия – постепенно забываться... И вдруг вновь горькое “повторение пройденного” – авария на Фукусимской АЭС в Японии. И вновь мировое сообщество поняло: на земном шаре все повторяется. Интерес и тревога пробудились опять. К счастью, в Беларуси и России – тех странах, которые пострадали в результате техногенной катастрофы, – это внимание не ослабевало никогда.

– Чернобыльская катастрофа стала крупнейшей радиационной аварией в истории человечества, – напомнил Александр Сукало. – Радиоактивному загрязнению подверглась территория практически всей Европы на площади более девяти миллионов квадратных километров. Наиболее загрязненными как по масштабу, так и по уровню оказались ближайшие к Чернобыльской станции регионы СССР. По соотношению с общей площадью страны наиболее пострадавшей оказалась именно Беларусь, где выпадение радионуклидов различной степени интенсивности было зафиксировано на площади 45 тысяч квадратных километров, или почти на четверти площади страны.

Александр Сукало  на семинаре в Мозыре выступил с докладом  “Радиологические проблемы развития регионов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС”, который, казалось, преследовал всего одну, но крайне важную цель – еще раз напомнить участникам семинара, а через них – всему мировому сообществу: пока на Земле существует хотя бы малейшая угроза повторения подобных катастроф и аварий, о них не только нужно постоянно помнить, но и стараться изучать, не жалея ни сил, ни средств.

– В свое время преодоление последствий чернобыльской аварии для Беларуси стало задачей государственной значимости, – напомнил Александр Сукало. – В настоящее время самые острые проблемы, связанные с загрязнением территорий техногенными радионуклидами, практически решены. Причем значительная роль в этом процессе принадлежит науке. Однако расслабляться непозволительно. Остался ряд нерешенных вопросов, которые касаются всех и каждого по отдельности человека в Союзном государстве.

Приоритет – безопасность людей

По словам ученого, вопросы жизнедеятельности населения на пострадавших территориях постоянно находятся в центре внимания законодательной и исполнительной власти Беларуси. Вся практическая работа ведется в рамках государственных программ по преодолению последствий катастрофы.

За истекшие годы на преодоление последствий катастрофы со стороны Беларуси было направлено около 19 млрд долларов – примерно два годовых бюджета страны. Для реализации научных программ созданы действенные методы реабилитации нарушенных агроэкосистем, контроля за содержанием радионуклидов в продуктах питания. Изучаются способы снижения повреждающего действия радиации, ведется мониторинг доз облучения. Усилия государства направляются в первую очередь на снижение радиационного риска для здоровья людей, обеспечение их нормальной жизнедеятельности в условиях радиационного загрязнения.

В Беларуси создана нормативно-правовая база, система социальной защиты всех категорий пострадавших граждан. Огромная работа по преодолению последствий катастрофы проводилась и проводится Министерством здравоохранения Беларуси.

За время существования регистра лиц, подвергшихся радиационному воздействию, в него внесены данные о более чем 1,7 млн человек, в том числе о более чем 360 тысячах детей и подростков. Реализуется одна из важнейших составляющих сохранения и укрепления здоровья детей в загрязненных районах – рациональное сбалансированное питание по месту обучения. Значимую роль в укреплении здоровья играет санаторно-курортное лечение и оздоровление пострадавшего населения. Подобный комплекс мероприятий на протяжении многих лет уверенно доказывал свою эффективность, и очень важно работу в этом направлении продолжать и расширять.

На долгий срок

Своевременно реализованные защитные меры в АПК и лесном хозяйстве позволили обеспечить производство нормативно чистой продукции на землях загрязненных радионуклидами районов. В Беларуси создана и эффективно функционирует система радиационного мониторинга и контроля, имеется и постоянно развивается приборная база для измерения ионизирующего облучения, выполняется перечень работ по содержанию отчужденных территорий, в том числе и в тридцатикилометровой зоне, развернута система подготовки и переподготовки кадров и информирования населения по проблемам радиационной безопасности. Казалось бы, спустя 27 лет после катастрофы первоочередные задачи решены, но ряд проблем имеет долгосрочный характер.

С 2011 года в Беларуси реализуется пятая по счету Государственная чернобыльская программа, рассчитанная на 2011–2015 годы и на период до 2020 года. Само ее принятие – лучшее свидетельство того, что чернобыльские проблемы по-прежнему находятся в центре первостепенного внимания белорусского государства.

Объединение усилий

В первые годы после распада СССР основные меры по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС осуществлялись в рамках госпрограмм, разрабатываемых отдельно в каждой из пострадавших стран. Однако общность проблемы послужила предпосылкой для объединения финансовых возможностей, организационного опыта и научно-практического потенциала Беларуси и России.

В итоге еще в 1993–1995 годах правительства двух стран заключили соглашение о совместных действиях по минимизации и преодолению последствий катастрофы. В условиях Союзного государства Беларуси и России стало возможным решать чернобыльские проблемы совместно, программно-целевым методом. И сегодня, как и в прошлом, выполнение союзных чернобыльских программ осуществляется наряду с государственными программами обеих стран. На данный момент уже выполнены три союзные программы, которые финансировались из бюджета Союзного государства.

Первая такая программа была реализована в 1998–2000 годах. На ее финансирование было выделено около 17 млн долларов, а ее приоритетом стало строительство и оснащение специализированных учреждений здравоохранения. В ходе реализации программы был выполнен значительный объем работ по созданию материально-технической базы единой системы специализированной медицинской помощи гражданам Беларуси и России. К слову, на эти цели было направлено около 90 процентов всего объема финансовых средств.

Вторая союзная программа, выполненная в 2001–2005 годах, финансировалась в объеме уже 32 млн долларов, а ее основной целью было формирование единой политики двух государств в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы. В ходе программы проводилось плановое развитие, совершенствование и обеспечение функционирования единой системы оказания специализированной медицинской помощи гражданам Беларуси и России, пострадавшим в результате аварии.

Наконец, третья  союзная программа была реализована под знаком согласования механизмов совместной деятельности Российской Федерации и Беларуси. Финансирование программы составило около 43 млн долларов. Большинство средств было направлено на создание материально-технической базы здравоохранения.

В нынешнем году планируется принятие четвертой  союзной программы по преодолению последствий аварии на ЧАЭС, рассчитанной до 2016 года, причем ее бюджет, по предварительным оценкам, составит около 45 млн долларов.

Здоровье – основная задача

– Возвращаясь к проблеме медицинского обеспечения, я бы хотел внести несколько предложений в следующую программу Союзного государства в области медицинского обеспечения, – сказал Александр Сукало. – Во-первых, хотелось бы ускорить развитие единого чернобыльского регистра России и Беларуси и на основе комплексного статистического и радиационно-эпидемиологического анализа накопленных данных разработать новые критерии формирования групп риска. Во-вторых, выработать единые критерии и методические подходы к определению причинных связей и перечня заболеваний и инвалидностей, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. В-третьих, разработать единое методическое обеспечение, порядок, лечебные и диагностические стандарты оказания специализированной медицинской помощи жителям загрязненных радионуклидами территорий России и Беларуси и участникам ликвидации последствий аварии.

Также, по мнению заместителя председателя президиума НАН Беларуси, в рамках Союзного государства необходим пересмотр критериев ведения сельского хозяйства на загрязненных землях. С момента катастрофы и по настоящее время сельскохозяйственное производство на этих землях ведется согласно научным рекомендациям. Однако в рамках Союзного государства требуется решение следующих вопросов. Во-первых, необходимо выработать методологию и нормативную основу для вывода территории, подвергшейся загрязнению, из поставарийной ситуации. Во-вторых, нужно научно обосновать принципы и критерии классификации территорий радиоактивного загрязнения с целью оптимизации радиационной защиты населения и хозяйственной деятельности в отдаленный период.

Когда от радиации спасает информация

Ключевым моментом в успешном преодолении последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС стоит признать подготовку специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности и радиационной медицине. Ведь они в первую очередь призваны проводить информирование и просвещение населения пострадавших районов как в Беларуси, так и в России.

В Беларуси подготовку таких специалистов осуществляют Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова и Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. Министерство образования Беларуси организовало процесс непрерывного радиоэкологического образования детей и молодежи страны, направленного на воспитание культуры безопасной жизнедеятельности на загрязненной территории. Кроме того, в Беларуси разработан ряд учебных материалов, наиболее значимым из которых является пособие для учителей общеобразовательных учреждений “Основы радиоэкологии и безопасной жизнедеятельности”.

– На каждом из этапов по преодолению последствий аварии информационная работа по чернобыльской тематике имеет свои отличительные особенности, – убежден Александр Сукало. – До 2000 года целенаправленное информирование населения не являлось первоочередным приоритетом для органов госуправления, участвующих в работах по преодолению последствий катастрофы. В то время стояли более срочные цели: медицина, переселение граждан и так далее. Государство в большей степени полагалось на профессионализм журналистов, которые доносили до людей сведения о последствиях аварии. Но анализ данных еще в 1996 году показал, что 84 процента населения из пострадавших районов в большей степени пользовались слухами, нежели официальной информацией. Для перелома этой ситуации понадобилась глубокая и систематическая работа. Поэтому в 2003 году в Беларуси была основана новая система информирования, реализация которой выполняется на основании ежегодных планов более чем двадцатью организациями. Последним знаковым шагом в наладке качественной информационной сети стало создание Информационного центра Беларуси и России по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Белорусское отделение этого центра было открыто в 2007 году.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter