Ради строчки

Беларусь нацелилась на «Глобальный рейтинг конкурентоспособности»

Беларусь планирует подняться в международных рейтингах

Международные рейтинги стали серьезным камнем в фундаменте белорусской экономической политики еще несколько лет назад. С тех пор практически все преобразования в законодательстве страны нет-нет, а осуществляются с оглядкой на то, как на них могут отреагировать международные институты, составляющие списки «самых-самых». С одной стороны, это кажется неправильным — проводить реформы в расчете на реакцию иностранных финансовых организаций. А с другой — так поступают абсолютно все страны мира. Да и когда Беларусь обходят при очередном выставлении оценок, становится очевидным, в каком направлении стоит двигаться, чтобы устранить ошибки.

Белорусская бизнес-модель имеет свои достоинства, и они не остаются незамеченными. К примеру, за последние три года в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» («Doing business»), в котором оценивается инвестиционный и деловой климат, наша страна совершила серьезный рывок, перескочив со 115-го места в 2008-м на 58-е место в 2010 году. При этом в минувшем году по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса государство заняло третье место. Столкнувшись в самый разгар кризиса 2008 года с проблемой неблагоприятного инвестиционного климата, в правительстве подошли к ее решению поистине со спортивным азартом. Сегодня вывести страну в тридцатку лидеров рейтинга в ближайшие несколько лет считается не просто целью развития экономики страны, но и одной из основ проводимой в государстве либерализации экономики.

На минувшей неделе случился забавный казус: белорусские СМИ растиражировали новость о том, что Беларусь попала в «Глобальный рейтинг конкурентоспособности» на 2011—2012 годы (The Global Competiti­veness Index), который готовит Всемирный экономический форум (ВЭФ). Однако позже выяснилось, что 27-я позиция принадлежит Объединенным Арабским Эмиратам, а белорусские реалии при подготовке итогового списка даже не учитывались. «Мы пока не участвуем в этом рейтинге, но говорить о том, что мы далеки от участия в нем, было бы неверно», — поясняет заместитель начальника Главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономики Светлана Иванова. Она отмечает: наша страна уже ведет с ВЭФ активную работу по подготовке необходимых условий для вхождения страны в этот авторитетный рейтинг. «Предполагается разработка специального документа, плана действий, совместно с Нацбанком. Документ будет включать в себя не только вопросы вхождения в рейтинг, но и продвижения страны в нем. Сейчас проект этого документа находится на рассмотрении в правительстве», — говорит специалист.

Рейтинг конкурентоспособности экономик часто сравнивают с «Doing business», тем более что многие позиции в этих двух документах пересекаются. Но считается, что рейтинг ВЭФ более обстоятельный, требующий для получения конечного результата огромного количества переменных.

Составляя итоговый список, в организации, базирующейся в Давосе, учитывают данные по более чем 110 показателям. В расчет берется и зрелость рыночных институтов, и макроэкономическая стабильность, и развитие инфраструктуры для ведения бизнеса, уровни здравоохранения и образования, а также технического развития, уделяется внимание и эффективности рынков товаров и капитала.

Как замечают в Минэкономики, ВЭФ активно участвует в процессе подготовки проведения опроса в Беларуси. «Но особенность рейтинга глобальной конкурентоспособности заключается в том, что на 70 % позиция страны в нем определяется на основе опроса руководителей компаний и только 30 % — это информация, полученная по статистическим показателям», — объясняют в ведомстве. Собственно, в этом и причина непопадания Беларуси в рейтинг в 2011 году — стране еще предстоит подготовить базу для сбора оценок белорусского бизнеса. И здесь не без сложностей как организационных, так и методологических.

Следует заметить, что по методологии ВЭФ в числе опрашиваемых субъектов хозяйствования обязательно должны фигурировать предприятия негосударственной формы собственности или, в крайнем случае, в этих компаниях контрольный или блокирующий пакет не должен принадлежать государству. Только так, считают специалисты организации, возможно достичь объективности. В Мин­экономики надеются на понимание специалистов рейтингового агентства: найти респондентов, соответствующих требованиям, на белорусском рынке непросто — такова структура нашей экономики. Возможно, ситуацию может спасти то, что в число опрашиваемых попадают не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия.

Специалистами, которые будут заниматься сбором информации, определены ученые. Эти функции делегированы Научно-исследовательскому экономическому институту Минэкономики. В минувшем году это учреждение было реформировано — в его структуре появились региональные центры, представительства института есть в каждой области. И именно сотрудники этих центров будут проводить опрос на местах.

Для Беларуси важно участвовать в мировых рейтингах, даже несмотря на то, что каждый из них носит несколько ограничительный и в каком-то смысле относительный характер. Ведь рейтинги имеют свою систему показателей, и к ним применяется своя система критериев. Хотя в Минэкономики придерживаются мнения, что рейтинги важны и нужны для того, чтобы иметь представление о позиционировании нашего государства на мировой арене. К тому же хорошие позиции в таких списках могут поспособствовать доступу белорусских предприятий к рынку капитала — им легче найти займы под выгодные проценты, когда инвесторы могут быть уверены в хорошей репутации государства. Важны рейтинги и как срез определенного периода времени. Как отмечает замначальника отдела макроэкономической политики Мин­экономики Марина Василевская, каждая страна в рейтинге приводится с подробными характеристиками — по каждой составляющей эксперты приводят свои замечания, в результате выходит мини-страновой отчет. «Всегда интересно сравнить Беларусь с другими странами мира», — отмечает специалист.

В Минэкономики уверены, что даже низкий рейтинг предпочтительнее неприсутствия в нем. И то, что со Всемирным экономическим форумом удалось договориться, — это большая удача. В мире существует немало рейтингов, в которых Беларусь не может участвовать из-за инертности их организаторов. В частности, диалог с американским фондом «Наследие», который занимается составлением индекса экономической свободы, не удается завязать, несмотря на настойчивые попытки белорусской стороны.

------------------------------------

Кстати

Рейтинг глобальной конкурентоспособности на 2011—2012 годы, как и в прошлом году, возглавила Швейцария. В первую десятку вошли также Сингапур, Швеция, Финляндия, США, Германия, Нидерланды, Дания, Япония и Великобритания. Как отмечают в ВЭФ, страны СНГ в целом улучшили свои позиции. Выше всех среди стран Содружества Независимых Государств в списке находится Азербайджан — он поднялся на две строчки и занял 55-е место. Следующей названа Россия — она оказалась на 66-м месте, опустившись на три позиции. Казахстан стал третьим по СНГ и остался 72-м. Украина поднялась на семь позиций (до 82-й строчки), Армения — на шесть (до
92-й), Таджикистан — на 11 (до 105-й).

Всего в рейтинге представлены позиции 142 стран, последние места заняли Чад, Гаити, Бурунди, Ангола и Йемен.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter