В Национальной академии наук прошло заседание Республиканского совета по исторической политике

Ради сохранения исторической памяти

Сохранению исторической памяти в нашем государстве придается особое значение. Знаковым событием прошлого года стало утверждение нового государственного праздника — Дня народного единства, ставшего одним из символов восстановления исторической справедливости и укрепления белорусского национального государства. В этой связи глубоко символично, что нынешний год в Беларуси объявлен Годом исторической памяти. Внимание к истории в том числе нашло свое отражение и в обновленной Конституции, которая была поддержана народом на республиканском референдуме. А в эту среду в Национальной академии наук прошло заседание Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента, который будет работать на базе НАН.


Глава Администрации Президента, председатель Республиканского совета по исторической политике Игорь Сергеенко в беседе с журналистами подчеркнул, что нынешний год по-своему особенный:

— На совещании у Главы государства, которое состоялось в начале января, были рассмотрены вопросы, касающиеся сохранения исторической памяти, совершенствования исторической науки в стране, увековечения памяти героев различных периодов и эпох. Планируется, что совет будет определять основные направления развития исторической политики в нашей стране, обсуждать отдельные вопросы, касающиеся различных периодов истории, определять направления научных исследований, развития музейного дела, совершенствования учебного дела в наших школах и вузах.
Не секрет, что историческая память подвергается различным атакам и всевозможным фальсификациям. Беларуси нужна своя тактика для укрепления видения исторического прошлого в стране и за рубежом. 
Председатель президиума НАН Владимир Гусаков отметил, что сегодня недостаточно исследованы разные периоды нашей истории. Некоторые попросту приватизированы другими: литовцами, что касается Великого Княжества Литовского, или поляками, когда мы говорим о Речи Посполитой. 

— Необходимо восстановить свою историю — подлинную, объективную, правдивую, без каких-либо фальсификаций, — констатировал Владимир Гусаков. 
— Наш народ имеет глубочайшие исторические корни по своей значимости не хуже, чем любой европейский народ или государство. Нашей историей можно и нужно гордиться. 
Обсуждение вопросов, вынесенных на повестку дня, выдалось насыщенным и плодотворным, о чем свидетельствовали дискуссия и различные точки зрения, прозвучавшие в рамках заседания совета. 

Первый заместитель министра иностранных дел Сергей Алейник рассказал, что МИД сегодня активно ведет работу по международному признанию геноцида белорусского народа, прежде всего акцент планируется сделать на двусторонних переговорах по этой теме: 

— Мы все видим, что площадка ООН превратилась в поле идеологического боя, где ведутся достаточно серьезные баталии. 

Анализируя итоги заседания, председатель правления Белорусского общества «Знание» Вадим Гигин заметил: 

— Внимание к истории сейчас очень велико. 
Белорусское общество не хочет политизировать историю. Наоборот, мы хотим защитить историческую науку, преподавание истории от фальсификаций, манипуляций и влияния извне.
ЭКСПЕРТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей, доктор исторических наук, профессор:


— Самое главное, что мы должны сделать, — это спокойно, с опорой на научный анализ расставить точки над «i», особенно в тех сюжетах нашей истории, которые вызывают диаметрально противоположные оценки. Например, это касается характера восстаний на территории Беларуси — начиная с восстания Костюшко и заканчивая восстанием Калиновского. Если говорим о национально-освободительном движении, что понимаем под этой фразой и чье это движение? Далее война 1812 года: какой характер она носила в отношении Беларуси, можно ее определять как Отечественную войну или нет? Опять же, понятие геноцида: что это значит в отношении белорусского народа, кто был пособником нацистов? На все эти вопросы должны быть даны четкие однозначные ответы, которые проистекают из фактов, фотодокументов. Возможно, тогда, в том числе некоторые мои коллеги, не будут врать о значении бчб-символики. Можно придерживаться различных интерпретаций, но, если преступление было, оно ассоциируется с определенной символикой и идеологией, об этом нужно говорить. Сюда же — четкое проговаривание национального пантеона героев. Об этом упоминал Президент: важно определить место тех или иных персонажей в белорусской истории. 

Чтобы все это реализовать, необходимо продумать научно-исследовательскую деятельность, определить наиболее актуальные темы с учетом национальных интересов. 
По каждой теме мы должны иметь верифицированный ответ, научную экспертизу как по периоду Великой Отечественной войны, так и по ряду других периодов. Ведь если в отдельных странах некоторые персонажи считаются героями, то для нас они очень часто — антигерои. 
Результаты этой работы мы должны четко оговорить, тиражировать во всех СМИ, а также силами Министерства иностранных дел, чтобы показывать нашу честную позицию. Была вот недавно мерзкая попытка обвинить нас в антисемитизме из-за закона о геноциде белорусского народа — якобы мы отрицаем Холокост на территории Беларуси. Но наше посольство в Израиле провело блестящую деятельность по разъяснению всех нюансов среди общественности. Так что итогом будет широкая просветительская кампания, донесение правды об историческом прошлом и укрепление памяти как фундаментальной основы коллективного самосознания белорусской нации. 
Чтобы каждый понимал, что появление нашего независимого государства на карте — это результат закономерных исторических процессов, усилий поколений предков, которые сражались за создание государственности. Мы принадлежим к тем, кто смог осуществить вековую мечту нашего народа.
СКАЗАНО

Александр Кадлубай, заместитель министра образования:

— Перед нами стоит амбициозная задача для всех высших учебных заведений страны в рамках социально-гуманитарного блока подготовить три инвариантные дисциплины, одной из которых будет «История белорусской государственности». 
Авторским коллективом, который практически завершил работу над учебником, руководит депутат, историк Игорь Марзалюк. С 1 сентября учебник появится в каждом вузе, у каждого первокурсника. Проект программы и учебное пособие пройдут широкое обсуждение. Нужно понимать, что в рамках предмета студенты не будут повторять курс школьной истории, а изучат основные вехи и ознакомятся с концептуальными подходами к истории белорусской государственности. Они получат объемные и системные знания в едином ключе. На данный момент предлагается, что по итогам изучения курса студент должен будет сдать либо дифференцированный зачет, либо экзамен.

Что касается школьников — для них разработаны новые программы, изданы новые учебники, в том числе по истории Беларуси. Они проходят опытную проверку, при переиздании в них могут вноситься те или иные изменения и дополнения. Комиссия по научно-методическому обеспечению исторической политики плотно сотрудничает с учеными, которые определяют главные постулаты исторической политики Беларуси на основе научных разработок. Мы готовы во время написания и переиздания учебников унифицировать подходы по спорным моментам истории Беларуси. Но важно понимать, что сегодня нет необходимости полного переписывания предмета «История Беларуси» с 6-го  по 11-й класс. В целом изложение истории системное, все принципы обучения этому учебному предмету соблюдены.

Также поступило предложение во время повышения квалификации кадров читать сжатый курс по истории белорусской государственности. Вопрос будет проработан. Важность этой темы сложно переоценить. 
Как говорил Глава государства, мы всегда относились очень уважительно ко всем соседям, старались острые углы обходить. Но, как видим, на Западе уже созданы и работают институты, занимающиеся исторической политикой, определяющие дальнейшее развитие государства. 
Понимаем, что нам тоже нужно опираться на четкое, твердое прошлое, чтобы в стране было единое мнение по всем историческим вопросам. И подходы к формированию этого мнения начинались с дошкольных учреждений и шли через всю систему образования.

celyuk@sb.by 

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter