Рабочая неделя Президента Беларуси в цитатах и комментариях

Ради мира

— За этот год, который мы не виделись с вами вот в таком формате, столько произошло нового, неожиданного, приятного и совсем неприятного. Особенно в родной нашей Украине. Вы видите, что происходит и что там творится. И каждый день приносит разные новости оттуда: и радостные, но больше всего — печальные. Но вот этот седовласый Днепр, который объединил наши славянские народы, я уверен, в ближайшее время увидит здесь, на этом берегу, и наших украинских друзей. Мы, россияне и белорусы, с удовольствием готовы их видеть на нашем празднике.

9 июля 2022 года, Александр Лукашенко на празднике «Купалье» («Александрия собирает друзей»).

В нынешних реалиях такой прогноз может показаться фантастичным. Противоречия между Москвой и Киевом кому-то видятся непреодолимыми. Острая фаза противостояния слишком болезненна. И каким бы ни был исход ситуации, раны в момент не зарубцуются. Но все же я бы предложил не спешить с категоричными выводами. Любой конфликт рано или поздно завершается, и сторонам приходится искать пути сначала для диалога, а затем для взаимодействия. Таковы законы жизни. И если россияне, белорусы со временем даже с немцами сумели наладить сотрудничество (что, увы, не оценено), где неприятие друг друга в середине прошлого века выходило на народный, национальный уровень, то с украинцами, к которым у нас нет совершенно никаких претензий, общий язык найдем без вариантов.

Предвижу возражения: мол, могут быть претензии только к официальным украинским властям и их зарубежным кураторам, а не к народу — это факт. А вот с украинской стороны неприятие идет именно на народном уровне. Теперь и к белорусам, которые стороной конфликта не являются, но от своих союзнических обязательств с россиянами не отказываются. Косвенным тому подтверждением может быть и разворачивающаяся у соседей кампания по высылке из страны наших горе-сограждан. И это притом что без малого два года назад к ним хлынули из Беларуси именно те, кто набедокурил при попытке госпереворота в Беларуси. По сути, идеологические побратимы нынешнего киевского режима. Гонят в первую очередь их. Однако это тоже позиция официальных властей, а иллюзия неприятия на уровне рядовых украинцев, рискну предположить, в большей степени имеет пропагандистскую окраску.

Да, Украина большая, украинцы разные, но причесывать 100 процентов населения под общий гребень не стоит. Лично мне дважды доводилось бывать в Украине после 2014 года. И не только в столице, но и в небольших провинциальных городках. Наблюдение совершенно четкое: в Украине чем дальше от политического центра, тем сильнее усталость от вороватости власти, навязчивой русофобской пропаганды, тоска по нормальным отношениям между тремя постсоветскими славянскими государствами. Да и пример южных территорий Украины, которые в процессе СВО отошли под российский контроль, свидетельствует о том, что люди здесь не имеют агрессивных настроений.

К сожалению, есть юное поколение, которое родилось и выросло в условиях деструктивной националистической идеологии. Но это не катастрофа. Аккуратное и бережное возвращение к правде еще может все изменить. В 1975 году на стыке границ Беларуси, России и Украины был возведен монумент «Три сестры». С этого момента здесь каждый год проводились фестивали с участием представителей трех стран. До тех пор, пока Украину не увели в сторону. Но, хочется думать, еще не оторвали бесповоротно. Пройдет время, переведем дух, будем встречаться снова. И у монумента, и в Александрии, и на «Славянском базаре». И вообще будем идти рука об руку по жизни, как это было всегда. Искренне в это верю.


— Происходящие события — это решительные шаги на пути к многополярному мироустройству, пресечению американской гегемонии, в интересах сохранения которой наращиваются группировки войск, поддерживаются неонацистская идеология и откровенно фашистские режимы вокруг неугодных стран. К сожалению, такая политика Запада приближает мир к пропасти большой войны… Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования — это те государственные институты, которые пользуются большой поддержкой и доверием народа. Люди верят, что мы, офицеры, сделаем все возможное и невозможное для защиты Отечества. И у нас нет права их подвести… Мы люди военные, нас готовят для войны. Но мы должны сделать все, чтобы этой войны не было.

12 июля 2022 года, Александр Лукашенко на церемонии чествования выпускников военных вузов и высшего офицерского состава.

Фото  БЕЛТА

Гражданский человек зачастую рисует в мыслях не всегда верный портрет человека военного.

Заблуждение первое: вот он на параде или на торжественном мероприятии. С иголочки безукоризненный мундир, ослепительно сверкающие награды на кителе, твердый строевой шаг, уверенный взгляд, железная выправка. Вот такой он — военный человек. Отчасти да. Но это лишь малая и довольно редкая часть его образа.

Заблуждение второе, рожденное скорее под впечатлением от не очень качественных современных кинофильмов и сериалов. Военный — это крутой спецназовец, который в одиночку крошит в мелкую капусту орды врагов, при этом сам не устает и у него удивительным образом не заканчивается боекомплект. Здесь тоже есть кусочек правды, но он не велик.

Это две крайности неверного понимания: военный — это человек парада или неутомимая машина войны. На самом деле многие, наверное, удивятся, подумав об этом, военные — это люди мира. По крайней мере, наши военные.

В этом разительное отличие армий, изначально заточенных на агрессию, и вооруженных сил, чья концепция основывается на оборонной доктрине. У Беларуси нет глобальных геополитических амбиций на участие в переустройстве мира. Наше желание и главная задача — сохранить свое достойное место в нем. Мы не поглядываем жадно на чужие территории, чем грешат западные соседи, не стремимся навязать кому-то идеологию своего национального превосходства, в чем запутались соседи на юге. Мы просто хотим мирно и спокойно жить на своей земле.

В выходной день, в праздник вы не отличите в гуляющем многолюдье военного от гражданского. Лейтенант, капитан, майор, прогуливаясь в цивильном с супругой, спокойно катит перед собой коляску или за руку ведет сына или дочь. Так же, как и учитель, врач, мастер цеха МАЗа или МТЗ, банковский служащий или сотрудник коммерческой компании. И мысли у всех одни: посадить дерево, построить дом, вырастить сына. А для этого нужен мир.

Только у военного таких выходных в году гораздо меньше, чем у других людей. Он даже на отдыхе в боевой работе, в готовности по сигналу сорваться к месту сбора. До настоящего времени — в учебно-боевой работе. И, поверьте, он меньше всего желает, чтобы она стала боевой по-настоящему. Для того и учится военному делу тщательно и основательно, чтобы неприятель не захотел нарушить его покой и покой нашей страны, понимая, что получит в зубы. Военный острее, чем гражданский, чувствует цену мира и масштаб катастрофы, которую может принести война. Отсюда понимание и главная миссия людей в погонах — не допустить войны. Ну а вторая, да, защитить народ, если ее навяжут. Но лучше все же не допустить. И пока держимся, как на политическом, так и на военном уровне. Но если вдруг, сомневаться в нашем военном человеке поводов нет.

— Под видом усиления защиты Европы и разного рода «оборонительных» учений странами НАТО формируется бронированный кулак, явно создаваемый не для защиты. Военные это видят. Видимо, новоявленные «крестоносцы» из Североатлантического альянса вдруг решили, что наступает подходящий момент для очередного «броска на Восток», забыв, чем закончились аналогичные походы для их исторических предшественников.

12 июля 2022 года, Александр Лукашенко на церемонии чествования выпускников военных вузов и высшего офицерского состава.

То, что происходит у белорусских границ, весьма тревожно и даже опасно. Натовский контингент пухнет как на дрожжах. Вдоль рубежей барражирует авиация, ведут разведку беспилотники, фактически проводится непрерывное военное учение. Александр Лукашенко обозначил его цель прямо как есть: отрабатываются варианты нападения на Российскую Федерацию. И как не раз уже бывало в истории, основных направлений два: через Украину и через Беларусь. Впрочем, других просто не существует.

В этих действиях сложно просчитать логику, найти здравый смысл. Нет, относительно США таких вопросов не возникает. Здесь как раз таки все понятно. Штаты не хотят терять мирового господства. А вот что в головах у европейских политиков — большая загадка. Они-то не могут не понимать, что США гонят на убой европейские народы, толкают к краху экономики государств Европы. Они и так уже на ладан дышат, и у экспертов волосы на головах шевелятся, когда они пытаются представить, что будет с приходом холодов. Санкционная политика привела к дефициту энергоресурсов, а цены на них взлетели до заоблачных высот.

И все же Европа как под гипнозом скатывается в сторону большой войны. История действительно ничему не учит. Ни один из походов на Восток не увенчался успехом в прошлом, а в современности и вовсе нет оснований на это рассчитывать. При нынешнем уровне развития военных технологий, ядерного оружия исход столкновения может быть только один — победителей не будет. Штаты же все еще мыслят категориями прошлого: зажечь пожар на чужом континенте и спокойно отсидеться за океаном на своем. Чистая иллюзия безопасности. В современном мире для доставки ядерных боеголовок расстояний уже фактически нет давно. Провоцирование сегодня конфликта между крупными державами — чистое безумие. Вот только найти и вразумить безумцев не так просто. Ну не Байден же все это затеял. А вот кто за спиной у дряхлого Джо и кукловодит им — большой, большой вопрос.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter