Ради любви

На прошлой неделе Русский театр закрыл свой сезон спектаклем Бориса Луценко "Перед заходом солнца".
На прошлой неделе Русский театр закрыл свой сезон спектаклем Бориса Луценко "Перед заходом солнца". В зрительном зале не было свободных мест. И не только потому, что пьеса Гауптмана о последней любви пожилого человека - материал беспроигрышный, щемящий и трагический. Все дело в том, как актеры Русского разыгрывают эту драму. В спектакле бурлят настоящие страсти. Высокие

и низменные. Кстати, совсем недавно минчанам представилась прекрасная возможность сравнить две театральные школы - нашу и питерскую. Побывавший в столице с гастролями БДТ привез свой вариант "Перед заходом солнца". Многие сошлись во мнении, что наше прочтение более живое, острое. Безусловно, в этом огромная заслуга премьера театра Ростислава Янковского, исполняющего главную роль. Но есть немало и других замечательных актерских работ. Запоминается яркий образ, созданный народной артисткой Беллой МАСУМЯН. Ее героиня - непреклонная максималистка - ведет все действие к трагическому финалу. Но в жизни Белла Амиковна - абсолютный антипод своего персонажа. Удивительно женственная

и отзывчивая. И о театре знает все-все...

- Белла Амиковна, вы работаете в Русском театре более 40 лет...

- Да, и немного сожалею об упущенных возможностях. У меня было много предложений от других театров, но я трусила. Вот сейчас я перестала бояться поиска. И, начиная работать над новой ролью, думаю: "Хоть бы не провалиться с треском!" Но - нет страха. Нет того куража. А ведь я репетировала даже мужские роли, Гамлета. Жаль, конечно, что не пришлось поработать с другими режиссерами, актерами. Это ведь расширяет творческие границы.

- Но ведь в такой преданности своему театру наверняка есть и плюсы?

- Мне интересно здесь, потому что театр ведь не застывшая субстанция. Он все время меняется. Кто-то приходит, кто-то уходит. Вместе с театром меняешься и ты. Самое страшное, когда нет сегодняшнего дня, когда вся квартира оклеена афишами, но тебе никто не звонит. Я ужасно боюсь архивов и ничего никогда не храню, за исключением очень дорогих мне писем.

- Что бы вы сказали о сегодняшнем дне Русского?

- Несмотря на большие материальные трудности, у нас появилось больше возможностей для выражения. Много форм разрешено. В былые времена за Нью-Горького нас бы мучили идеологи и критики. Сегодня - пожалуйста - таково ваше прочтение. А предпосылки этому - в мировом театре. Някрошюс, Стуруа, "Современник"...

- Недавно у нас с гастролями побывал БДТ. В их репертуаре тоже есть спектакль по пьесе Гауптмана "Перед заходом солнца". Вы играете в прочтении Русского одну из центральных ролей, Бетину. Ваша героиня, на мой взгляд, главный раздражитель спектакля. Она не дает жить ни себе, ни другим. Как вы относитесь к этому персонажу?

- Она не состоялась в личной жизни. У нее нет ни мужа, ни семьи. Она вся принадлежит матери и отцу, чувствует себя мессией. Ей кажется, что она поступает правильно - ради сохранения жизни, семьи старается уберечь близкого человека от неистовства любви. И в общем-то она оказалась права. Есть же дочери, которые так любят своих отцов, как никогда потом не любят мужчин. Я вот так же люблю свою маму. Только тучка на небе покажется, я тут же бегу с зонтиком: "Где моя мама?", чтобы укрыть ее, спрятать от дождя.

- А как вам кажется, какими качествами должен сегодня обладать артист, чтобы о нем говорили?

- Думаю, нужно уметь и хотеть сильно рисковать. Если идти сегодня медленными шажками, ничего не получится. Сейчас надо везде себя пробовать, стучаться во все двери - какая-нибудь да откроется. К величайшему сожалению, у моего поколения не было возможности использовать все свои навыки.

- У вас есть любимые актеры?

- Их много. Когда-то я была поклонницей театра "Современник" и очень любила Неелову. Она умеет без внешних эффектов проживать роль глубоко внутри. Эта жизнь почти не видна, но ее всегда остро чувствуешь. Такие тончайшие кружева дорогого стоят. Так работает и Фрейндлих. Так работала совсем молодая Доронина.

- А режиссеры, с которыми бы вам хотелось поработать?

- Уже нет. Я не питаю никаких иллюзий. Я с удовольствием была бы занята у Коли Пинигина. И у него был один такой проект, но он, к сожалению, не осуществился. Может быть, кто-то и умеет предлагать себя режиссерам. Я - нет. Хотя работать очень люблю и хочу. Сам процесс обожаю.

- А что вам сейчас любопытно исследовать в своих ролях?

- То же, что и всегда. Понять, как человек идет на тот или иной поступок. Если бы человек мог понять, в чем смысл жизни, он бы умер в тот же миг. Поэтому постигать интересно по-глоточку, гнаться за чем-то неуловимым. Возьмем любовь. Если бы ее не было, было бы очень грустно. А счастливая любовь есть только у тех, кто понимает, что это не может длиться вечно. Это миг. И благодарный человек живет потом мыслью, что был счастлив. И ему от этого хорошо. Ведь все, что человек делает, - ради любви.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter