Ради красного словца

О цензуре блогосферы

За этой страницей в ЖЖ я наблюдаю уже недели две–три. Ее автор с ником zmagarka — достаточно узнаваемая в определенных кругах персона — Татьяна Еловая. В своем Живом журнале она недавно разместила два видеоролика. Кадры (по меньшей мере десятилетней давности) зверских убийств чеченскими боевиками пленных российских солдат просто взорвали интернет. Но еще больше шокирует заголовок авторессы к топику: «Русских солдат чеченцы режут, как свиней». И пояснение Татьяны к видео: «вы скажiте, это ужасно, страшно, дико, негуманно? мальчики из провинции ни в чем не виноваты, приказ выполняли, границы Родины усмиряли? заработать на машинку подержанную хотели, медальки по праздникам носить? конечно, так и есть. но ведь жизнь такая. под оккупацией» (текст оригинала. — Прим. авт.).


Как ни стараюсь, но не могу понять причудливую логику Еловой. В прошлом она — активистка уже почившего и забытого движения «Зубр». И брошенного как очередной проваленный проект. Теперь Таня живет то ли в Вильнюсе, то ли в Хельсинки. Чей грант отрабатывает она сегодня, возбудившись вдруг на «имперскую Россию»? Какое вообще дело уроженке Беларуси, которая о Кавказе знает в лучшем случае по Лермонтову (если хорошо училась), до внутренней, только–только начавшей зарубцовываться проблемы соседнего государства? И вообще, осознает ли она последствия своей выходки? Эти вопросы лично для меня пока без ответов.


Комментарии посетителей ЖЖ молниеносно вывели ее пост на вершину рейтингов самых обсуждаемых тем. Перепалки в комментариях время от времени выруливали на три основные линии.


Первая. Шокированные завсегдатаи блогосферы, не особенно стесняясь в выражениях, сообщали автору о «сволочизме» поста. Еще одна, менее активная группа, похоже, Таниных соратников, ее поддерживала. Мол, молодец, не побоялась. И тем самым добавляла весьма яркие штрихи к портрету тех юнцов, для которых ничто не свято. Но здесь — беда пострашнее недомыслия. Я с трудом осилил выложенное видео. Дня три пытался отсмотреть по частям. Полностью не смог. А вот молодая девушка смогла. Не только отсмотреть, но и выставить на всеобщее обозрение...


Линия вторая. Перепалка радикальных анонимов. Содержание вполне предсказуемое: «бей черных», а им в ответ: «русских резали, режем и будем резать». Может, именно этого и добивалась Еловая? Тогда еще более жаль. Ведь такое развитие обсуждения темы конкретно описано уголовным законодательством как «разжигание межнациональной розни». Понимает ли Таня, куда завели ее игры в циничное «правозащитничество»?


И, наконец, третий момент. В ответ на обращение обитателей блогосферы к хозяевам ресурса те закрывать дневник «змагарки» не стали. Поначалу даже не хотели удалять жуткий ролик. Мол, да, жестковато. Но правилам не противоречит. Спрятали страничку за предупреждение «18+» и, было, успокоились. Однако нарастающий скандал все же заставил избавиться от страшных кадров. А в комментариях зазвучала тревога: «Это шаг к цензуре в интернете. Нельзя этого допустить...»


Подумаем над этим тезисом. О цензуре вдруг стали говорить в том числе и те люди, которые поначалу справедливо кляли на чем свет стоит и выставленное видео, и автора страницы. Слепив сенсацию собственноручно, выведя массой комментариев тему на вершины рейтингов, блогосфера вдруг встрепенулась: нам же сейчас барьеров понаставят! Наших бьют! И уже как–то сама по себе изначальная тема ушла на второй план. А топ стал походить на стихийную демонстрацию под лозунгом: не допустим цензуры в интернете!


От такого поворота в дискуссии не по себе. Вспоминаю кадры: коротко стриженный мальчишка лет 18 безнадежно скулит: «Мужики, я жить хочу! Вы же добрые». А за кадром голос с издевкой: «Да, добряшки...» А потом лезвие кинжала вспарывает пацану горло. Покажи такие кадры по ТВ, руководитель канала будет долго и, пожалуй, безнадежно оправдываться, что не хотел пропагандировать насилие. А интернет–ресурсу с миллионным посещением можно? Здесь свободная территория. Но свободная от чего? Пока от закона. А от общепринятых норм морали? Какой след в психике подростка оставит случайно обнаруженное в сети видео отрезания головы? А мать солдата... Десять лет назад она получила похоронку: «Погиб при исполнении воинского долга». Может, кто–то из сослуживцев, доставивших груз–200, скупо рассказал о том бое. А тут, спустя годы, мать видит выставленное на всеобщее обозрение убийство сына, которого Еловая убила еще раз...


Вот вам и «zmagarka» — ни совести, ни стыда...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter