Ради будущего

Актер Андрей Мерзликин за фильм «Брестская крепость» получил премию ФСБ России

Актер Андрей Мерзликин за фильм «Брестская крепость» получил премию ФСБ России


ТРИУМФ фильма «Брестская крепость» продолжается. В Культурном центре ФСБ России прошла торжественная церемония вручения премий ФСБ России за лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов службы безопасности. Картина «Брестская крепость» награждена как лучший фильм, получил награду и Андрей Мерзликин за лучшую актерскую работу. Напомним, он сыграл в эпопее начальника погранзаставы Андрея Кижеватова.


— Андрей, вы получили премию ФСБ за роль в фильме «Брестская крепость». Какие ощущения испытали?


— Это было неожиданно. Позвонили, представились: «Это секретариат Федеральной службы безопасности. Просьба отменить все ваши дела 15–го, мы приглашаем вас на вручение премии ФСБ в области кино за фильм «Брестская крепость». Вручение проходило в знаменитом клубе на Лубянке, где собрались достойные люди, защищающие нашу Родину. Я пришел не один, вместе с продюсером Игорем Угольниковым, режиссером Александром Коттом, исполнителем роли трубача Алешей Копашовым. Первую премию получил народный артист СССР Юрий Соломин. Мне было приятно стоять на одной сцене с уважаемым человеком, на фильмах которого я вырос. Подсчитал: Юрий Мефодьевич в скольких военных фильмах сыграл, оказалось — пять лет в военной гимнастерке проходил. Мы выросли на фильме «Адъютант его превосходительства». Я стоял с Соломиным на одной сцене, мне было приятно, что произошло соединение с моим детством.


 Мне хочется поблагодарить тех, кто посмотрел фильм. Мне важно, чтобы его посмотрели все. Я снимался ради будущего детей.


— Какая зрительская аудитория у фильма?


— Основным зрителем «Брестской крепости» стала молодежь от 18–23 лет. Я благодарен Игорю Угольникову, продюсеру фильма «Брестская крепость», режиссеру Александру Котту за то, что они нашли в себе силы и мужество снять фильм, который посмотрели не только взрослые люди, знающие историю страны, но и молодежь, которую обвиняют в бездуховности. Некоторые смотрели по два раза, звали родителей, которые об этом фильме узнавали через своих детей. Фильм создавался именно для такой аудитории. Молодому зрителю стало понятно, что война — очень страшное событие, которое переворачивает полностью жизнь человека, когда бытовые ценности уходят на последний план, а на первый ставится вопрос: быть или не быть, жить или не жить. «Война и человек» — этот основной акцент «Брестской крепости» понятен зрителю.


— Как вы работали над образом вашего героя Андрея Кижеватова?


— Андрей Митрофанович Кижеватов — легендарная личность. Высший командный состав покинул крепость, средний состав — мои ровесники — вынуждены были взять командование на себя, чтобы стабилизировать обстановку, они побороли панику, организовали оборону. В первую очередь они были пограничниками. Пограничники дают присягу, что они не пропустят врага через государственную границу. Хоть враг уже был на территории Брестской крепости, Андрей Кижеватов в течение первых двух суток пытался вывести наряд на территорию границы. Для меня еще важно, что он был многодетным отцом — у него трое маленьких детей. Их в числе женщин и детей пришлось сдать в плен, так как ситуация была абсолютно безвыходной — враг был уже под Минском. Это не укладывалось в голове мирного жителя. Но такое решение было единственно правильным на тот момент.


— Как сложилась судьба защитников крепости?


— Они прошли концлагеря, были освобождены, на их свидетельствах строилась книга Сергея Смирнова «Брестская крепость».


— Почему в фильме не показано, как погиб ваш герой?


— Нет ни одного свидетеля гибели Кижеватова. Мы не имеем права домысливать.


— Как фильм воспринимали зрители?


— В фильме нет идеологической подоплеки, принятия той или иной стороны. Только факты. Это максимальная реконструкция событий. Всю драму и трагедию Брестской крепости показать невозможно. Они намного сложнее и страшнее. Было понятие — «кирпичные люди». Лицо, тело, гимнастерка были алого цвета. Дышать нечем. Три знаменитых очага защиты: 9–я погранзастава во главе с Кижеватовым, другие возглавили Петр Гаврилов и комиссар Фомин, автор приказа N 1, который теперь находится в музее. Они даже объединиться не могли. Все прорывы заканчивались неудачами.


— Ваше отношение к премиям?


— Премия — лучший стимул для работы. Но мы свой приз уже получили — от зрителей в письмах, от отзывов милиционеров, которые останавливают тебя на дороге и говорят: «Спасибо за фильм», от врачей в поликлинике, куда вожу своих детей. Вот основной бонус. Звонили люди, с которыми я не общался по пять лет, они передавали благодарность создателям картины.


— На минском кинофестивале «Лiстапад» вам тоже была вручена награда от лица Госсекретаря Союзного государства.


— Мне позвонили и сказали, что мне должны вручить картину от Павла Павловича Бородина за роль в фильме. Но я, к сожалению, не смог поехать на закрытие фестиваля.


— Как оценили фильм ветераны?


— Ветераны, посмотрев фильм, плакали. Более того, на премьеру приходил родной сын комиссара Фомина.


— Роль в «Брестской крепости» стала этапной для вас?


— Когда снимался, об этом не думал. В «Брестской крепости» у меня мало было сценического времени, но вышло много экранного: оно увеличивается, как линза.


— В фильме в массовых сценах снялось пол–Бреста.


— Жители города настолько трепетно относятся к своей истории, что считали уникальной возможностью помочь съемкам. На площади реконструировали события — и волосы становились дыбом от взрывов бомб, «присутствия немцев», грохота канонады. Жители Бреста, участники массовых сцен, целыми днями изображали «убитых». Это очень сложная актерская задача. Одного парнишку — сына полка, возвращавшегося с массовки, сбил автомобиль. Он чуть не умер. Директор картины нашел врачей в Минске, помог с лекарством, и вот с Божьей помощью он вышел из комы, стал говорить, хотя был похож на узника Бухенвальда. И вдруг на Новый год звонок: «Андрей, я хочу вас поздравить с Новым годом. Это я — Женя!» Комок в горле. После премьеры мы поехали к нему в гости. Мама его накрыла стол. Они живут за городом в небольшом домике. И я сидел с «защитником» Брестской крепости, пил чай, передо мной сидел пацан, который уже играл в футбол... И это казалось чудом.


Татьяна Хорошилова


МОСКВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter