Рабыни фазенды

25 ЛЕТ назад на перестроечном советском телевидении начали показывать бразильский сериал «Рабыня Изаура». Через полгода западные СМИ опубликовали данные, что заграничный сериал смотрит не менее 43 процентов жителей СССР. Потом были «Богатые тоже плачут», «Просто Мария», бесконечная «Санта-Барбара»…

Четверть века назад СССР подсадили на «мыло»

25 ЛЕТ назад на перестроечном советском телевидении начали показывать бразильский сериал «Рабыня Изаура». Через полгода западные СМИ опубликовали данные, что заграничный сериал смотрит не менее 43 процентов жителей СССР. Потом были «Богатые тоже плачут», «Просто Мария», бесконечная «Санта-Барбара»…

Почему четверть века назад советское Центральное телевидение потратилось на эти примитивные образцы массового искусства и крутило сериал практически, как сейчас говорят, в прайм-тайм, можно только догадываться. Коммерческой рекламы в 1988 году было, прямо скажем, очень немного. Перестройка и гласность вроде бы тоже ни при чем — тогда народ «болел» политикой. Тиражи, например, ставшего одним из главных разоблачителей режима «Огонька» зашкаливали.

Но факт, перестройке сознания граждан одной шестой части суши «Рабыня Изаура» и подобные этому сериалу творения очень даже способствовали. Может, один из секретов успеха сериала в том, что актрису Луселию Сантос, сыгравшую роль рабыни Изауры, озвучивала всенародно любимая советская актриса Надежда Румянцева, чей голос в свое время был очень узнаваем?

Хотя, если разобраться и полистать первоисточники новейшей истории России, то, вопреки мнению тех, кто считает, что именно «феномен Изауры» первым начал влиять на нашу публику только в канун распада советской империи, приходишь к несколько иному выводу. Не с «Изауры» начиналось, несколько раньше. Просто к 1988 году народ наш для нее как раз дозрел окончательно.

Мексиканский фильм «Есения» в свое время был абсолютным рекордсменом кинопроката СССР за 50 лет ведения официальной статистики — в 1975 году его посмотрели 91,4 миллиона зрителей! Отечественные «Пираты ХХ века» и «Москва слезам не верит» отстали от мексиканского фильма про русского поэта соответственно на 3,8 и 7 миллионов. Но еще задолго до того, с 1954-го по 1962 год, вплоть до появления нашего «Человека-амфибии», единоличным лидером советского проката, причем с гигантским отрывом в 26(!) миллионов, являлась индийская мелодрама «Бродяга» (ее результат — 63,7 миллиона зрителей).

Немного истории. «Рабыня Изаура» — бразильский телесериал по одноименному роману писателя Бернарду Гимараинша, до этого сериала, кстати, уже дважды экранизированного. В октябре 1988 года советское телевидение как бы потеряло некую невинность, запустив в эфир первые части 15-серийной новеллы о жизни бессовестных бразильских плантаторов и их благородных рабов (кстати, рабовладельчество в Бразилии отменили в 1888 году, если верить историческим справочникам).

Красочно, душещипательно, смотреть следующую серию явно хочется. Сюжет пересказывать не буду — в Интернете он есть чуть ли не в сценарном изложении. Тогда же в русском языке появилось новое слово — фазенда. До сих пор этим словом мы иронически обозначаем свои многострадальные дачные шесть соток…

Сериал был снят задолго до показа в СССР, еще в 1976 году, бразильской телекомпанией «Глобу». Фильм до показа в нашей заболевшей катастройкой (гибрид катастрофы и перестройки) стране уже был с большим успехом показан по всему миру (в 68 странах) и стал самой продаваемой в истории бразильского ТВ теленовеллой. Во время проката «Рабыни Изауры» в СССР теленовелла была перемонтирована в более привычный для тогдашнего советского телезрителя формат — до 15-часовых по длительности серий. Улицы во время показа «Изауры» почти пустели, сам свидетель. Как во время показа в начале 70-х культового отечественного сериала про Штирлица.

«Рабыню» крутили по нашему ТВ четырежды — в 1988—89 годах, потом в 1990-м по просьбам телезрителей Центральным телевидением сериал был продемонстрирован повторно. В 1997—98 годах его показал молодой на то время российский телеканал ТВ-6. А в 2005-м телекомпания ТНТ начала повтор сериала, и на этот раз зрителям были показаны уже все 100 оригинальных серий «Изауры». Но особого успеха фильм уже не имел. Может, потому что появились достаточно рейтинговые советские «многосерийки». Смотрибельность и рейтинг той же «Бригады» или «Улиц разбитых фонарей» были уже куда выше, чем у давно знакомого бразильского сериала.

После этого «мыла» перед финишем перестройки на советские экраны прямо-таки хлынула заморская жизнь. Показанный вслед за «Рабыней…» мексиканский душещипательный телесериал «Богатые тоже плачут» производства 1979 года состоял из 248 серий по 25 минут каждая. Премьера на советском Центральном телевидении состоялась вечером в понедельник, 18 ноября 1991 года. Сначала этот сериал, по мнению тогдашних теленачальников, вроде бы «не пошел». Но, когда его показ ненадолго прервали, в Останкино пошли целые мешки писем от трудящихся — верните! И вернули, хотя вроде бы сериал не о нас и не о нашей жизни… Сюжет тоже можно найти в сети без труда, он прост, как слеза домохозяйки.

Мне лично, например, запомнилась телереклама печально известного мавродиевского МММ, где профигурировала замечательная актриса Вероника Кастро, исполнявшая главную роль в этом сериале. Было, прямо скажем, круче, чем Леня Голубков с его «Куплю жене сапоги!»

«Просто Мария» была уже третьей теленовеллой, показанной на Первом, главном тогда телеканале страны, который можно было «поймать» без всякого кабеля на обычную комнатную «рогатую» антенну. Но на других каналах, тогда менее значимых, уже шли и бесконечное американское «мыло» под названием «Санта-Барбара», и мексиканские «Никто, кроме тебя», «Моя вторая мама», и бразильская «слезовыжималка» «Сеньорита»…

Кстати, считавшийся одно время в США культовым сериал «Санта-Барбара» шел у себя дома, в Америке, на канале NBC, чуть ли не десятилетие — с 30 июля 1984 года по 15 января 1993-го. Всего было снято 2137 серий. В России сериал демонстрировался на канале РТР со 2 января 1992-го по 17 апреля 2002 года, но был показан не полностью — начался с 217-й серии, а закончился на 2040-й. Сюжет тоже пересказывать нет смысла. Да и нет его там, цельного сюжета — есть просто набор отдельных, частных сюжетных линий различных коллизий семейной жизни. Но все-таки сериал был самым длинным из тех, что когда-либо транслировались на просторах СНГ.

Изменилось время, телевидение, мы сами изменились. Заграничное «мыло», наверное, ушло в историю. Своего уже хватает. Причем почти на всех каналах, которых сейчас десятки. Но начиналась-то у нас эта телеболезнь с бразильских страстей позапрошлого века…

Андрей МИХАЙЛОВ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter