Голодный конец света - возможно ли это?

Рабы желудка

Тотальный голод и жестокая борьба за краюху хлеба и кусок плодородной почвы — один из возможных апокалипсических сценариев гибели людей на планете. Если не поголовно, то большинства. Остальные из-за нехватки продовольствия могут скатиться до уровня если на неандертальцев, то вернуться к технологиям бронзового или раннего железного века. Собственно говоря, проблема дефицита продовольствия волнует ученых очень давно. Правда, им далеко не всегда верят. Пессимизм списывают либо на интеллектуальный скептицизм, либо на происки аграрного лобби. И в некоторой же степени критики теории голодного конца света правы. История-то предостережений длинная, хотя прогнозы далеко не всегда оправдывались.



Еще в позапрошлом веке исследователи подсчитали: матушка Земля способна прокормить максимум 2 млрд человек. Дальше придется затянуть пояса. Сейчас на планете уже 7 млрд обитает и вроде бы тотального недоедания не наблюдается. Да, по данным ООН, с проблемой голода столкнулись 56 млн человек. Но, как это ни цинично прозвучит, это не так уж и много — менее 1% населения. К тому же проблема недоедания связана далеко не только с плодородностью почв. Чаще голод — гуманитарная катастрофа, вызванная боевыми действиями или стихийными бедствиями. Вполне возможно, что современные ученые ошибаются, как и два века назад. Да, население Земли растет относительно стремительными темпами, но развиваются и технологии. Одним из ответов перенаселенности планеты стала генно-модифицированная еда. Пока достоверно не понятно, насколько она вредна, но, по крайней мере, источником белков, жиров и углеводов она является. Поэтому вроде бы костлявая рука голода человечеству не грозит.

Правда, есть и еще одна сторона медали. Климатические изменения происходят слишком быстро. Сможет ли за ними поспеть наука? Вот канадские ученые недавно опубликовали тревожное исследование: океанские течения сбиваются с привычного ритма, а ведь именно они являются регулятором смены времен года. В результате зима с летом могут поменяться местами уже к 2030 году, а вслед за природной сезонностью сделает кульбит и мировая аграрная отрасль. По крайней мере, те культуры, которые процветают нынче на полях, могут не перенести климатических изменений. Или их урожайность упадет ниже некуда. Не исключена вероятность, что уже в следующем десятилетии крестьянам понадобятся совершенно другие культуры, которые способны выдерживать засушливую погоду. Есть ли такие у селекционеров? Конечно, определенные наработки имеются, но сколько времени потребуется для доведения новых сортов до ума и внедрения технологии на земле?

Пока вопросов намного больше, чем ответов. Опять же не исключено, что цель исследований с печальными выводами — напугать мировой истеблишмент, чтобы он обратил внимание на сельское хозяйство и перенес центр инвестиций на поля. Это только внешне аграрный сектор в развитых странах выглядит очень благополучным. Да, та же Европа является крупнейшим экспортером продовольствия. Но залить весь мир доступным молоком и завалить мясом она может только очень теоретически. Одна из проблем европейской деревни — ее тотальное старение. В большинстве государств — основных производителей продуктов питания — средний возраст фермеров либо приближается, либо перевалил за 60 лет. А молодое поколение в большинстве своем не желает пахать, сеять и доить. Да и соответствующими навыками не обладает. Как отсутствие преемственности поколений скажется на холодильнике европейцев уже в ближайшее десятилетие — сложно предположить. Да и количество сельхозугодий в мире не растет, а скорее переживает угрозу сокращения из-за урбанизации и чисто экологических проблем.

Впрочем, какие бы исследования ни публиковались в широком доступе, но уже есть эмпирический опыт, который демонстрирует: продовольственная безопасность становится во главу угла государственности в принципе. Перед началом гражданской войны Сирия пережила 4 года засухи и неурожая, которые обострили политические и этнические противоречия. На фоне дефицита продовольствия переживает жестокий политический кризис Венесуэла. Сейчас от засухи страдает Южная Африка… Словом, на локальном, региональном уровне борьба за кусок хлеба с мачете или винтовкой идет уже полным ходом. А поэтому выход тенденции на глобальный уровень кажется не столь уж и невозможным.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter