Белорусские предприятия должны активнее защищать внутренний рынок и отстаивать интересы на внешних – Назарук

Работать вопреки преградам

В Минске на базе предприятия «Атлант» состоялся практико-ориентированный семинар для белорусских предприятий по применению мер защиты внутреннего рынка и мер таможенно-тарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе. Его участниками стали представители более 70 организаций.

Коллаж Марины Бондарь

Векторы развития

В прошлом году мы совместно с комиссией уже организовывали семинар по защитным мерам в формате видеоконференции, — напомнил заместитель министра иностранных дел Беларуси Игорь Назарук. — Тогда интерес к мероприятию проявили около 150 представителей предприятий и госорганов. Обучение было, безусловно, полезным. Но мы для себя сделали вывод, что видеоформат недостаточно эффективен для обучения, так как не позволяет достичь максимальной вовлеченности слушателей. Поэтому в этот раз остановились именно на очном формате.

На семинаре присутствовали около 120 специалистов из разных уголков Беларуси.

Игорь Назарук.

Желающих было намного больше. Около половины представителей белорусских предприятий приехали в Минск из других населенных пунктов, что подтверждает актуальность предложенных для семинара тем, — отметил замминистра.

Во время мероприятия товаропроизводителям рассказали об особенностях подготовки инициативных предложений в сфере таможенно-тарифного регулирования и заявлений о проведении защитных расследований.

Коллективный Запад, который всегда ратовал за рыночные условия, введя незаконные с точки зрения международного права санкции, по сути, обрушил понятие рыночных отношений. Эти вопросы стали для нас совершенно очевидными. В условиях, когда надо находить новые рынки сбыта, выходить на новые страны и завоевывать дополнительные ниши, белорусские предприятия сталкиваются с агрессивным поведением своих конкурентов, — подчеркнул Игорь Назарук. — В последнее время мы получаем сигналы о возросшей конкуренции со стороны производителей конкретных регионов. Это касается и машиностроительного комплекса, и бытовой техники, стекловолокна, других товаров. Встает вопрос: как использовать дозволенный, легитимный инструментарий в преодолении этих препятствий, как защищать свой рынок с учетом участия Беларуси в ЕАЭС? Потребность в использовании инструментов защиты рынка существенно возросла.

Он добавил, что Беларусь «не будет биться головой о бетонную стену, которую ей воздвигли на пути ее товаров»:

Это, в частности, касается продукции дерево- и металлообработки. Мы найдем рынки сбыта в новых странах — так называемой дальней дуги. Эта продукция там хорошо известна и востребована. Да, на каком-то этапе будут дополнительные издержки на транспорт, освоение рынка, но далее пойдет нормальная и планомерная работа.

Противодействовать сообща

Говоря о защитных расследованиях в отношении импорта из третьих стран, Игорь Назарук подчеркнул, что, несмотря на явную заинтересованность в их инициировании, наши производители не делают решительных шагов.

Но так было не всегда. Например, с 2001 по 2010 год белорусские предприятия совместно с Министерством иностранных дел инициировали 15 защитных расследований, в том числе десять спецзащитных и пять антидемпинговых. По результатам этих расследований было введено пять защитных мер, в том числе четыре спецзащитные и одна антидемпинговая пошлина. До 2011 года проведение расследований находилось в компетенции МИД, — уточнил представитель внешнеполитического ведомства.

По его словам, с 2011 года, когда проведение расследований было передано в Евразийскую экономическую комиссию, белорусскими предприятиями не было инициировано ни одного расследования. При этом наши производители достаточно охотно присоединяются к расследованиям, которые инициируют производители из других государств — членов союза. 

С одной стороны, это можно объяснить тем, что для инициирования расследования необходимо соблюсти требование о доле производства. Так, заявитель и высказавшиеся в поддержку заявления производители ЕАЭС должны производить не менее 25 процентов от всего объема производства на территории союза. Но, с другой стороны, даже когда наши товаропроизводители заранее осведомлены, что в случае подачи заявления их поддержат производители из других государств — членов союза, они все равно не решаются на самостоятельную подготовку заявления. Мы это объясняем опасением ввиду того, что в Беларуси отсутствует опыт инициирования защитных расследований в рамках ЕАЭС, — считает Игорь Назарук.

Сфера интересов

На мероприятии также были рассмотрены вопросы временного снижения ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа и применения тарифных льгот для удешевления стоимости сырья, которое не производится в ЕАЭС и относится к категории товаров критического импорта.

Евразийский экономический союз является экономической структурой, которая действует по правилам игры, установленным во время его формирования и соответствовавшим международным нормам, которые сейчас функционировать перестали: основные наши торговые партнеры начали играть без правил, — отметил директор Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян.

Ваагн Казарян.

По его словам, с 2015 по 2023 год по изменению ставки пошлины со стороны Беларуси поступило 56 обращений, из этого числа по результатам обработки было удовлетворено 41.

Если говорить в целом, то всего за это время в Евразийский экономический союз поступило 314 обращений, из них принято 233. Отмечу, что решения о снижении стоимости таможенных пошлин принимались на срок не более трех лет. Мы смогли преодолеть кризисные времена. В 2022 году были приняты решения о беспошлинном ввозе отдельных категорий товаров критического импорта для фармацевтической отрасли, радиоэлектроники, а также химической, дорожно-строительной и других отраслей. На данный момент мы прорабатываем около 13 мер, инициированных сторонами. Среди них есть и белорусские. Добавлю, что на площадке Департамента проработка мер ведется с привлечением производителей и импортеров независимо от того, какая страна является их инициатором, — акцентировал Ваагн Казарян.

Что касается таможенно-тарифного регулирования, мы видим со стороны предприятий заинтересованность в рассмотрении возможностей повышения уровня тарифной защиты по отдельным видам продукции, выпускаемой в Беларуси. С другой стороны, по-прежнему актуальным является рассмотрение вопросов временного снижения ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа и применения тарифных льгот с целью удешевления стоимости сырья, которое не производится в ЕАЭС и относится к категории товаров критического импорта, — добавил заместитель министра иностранных дел Беларуси Игорь Назарук. 

Он выразил надежду, что по итогам семинара у участников появятся идеи, как использовать приобретенные знания на практике на пользу деятельности отечественных предприятий и организаций. 

Очень многие зарубежные предприятия прибегают к демпингу. У них цель — корысть, завоевание рынка, вытеснение конкурентов, производителей в стране, доминирование на этом рынке. Они продают товар по стоимости, которая ниже затрат на производство и его транспортировку. Предприятие идет на такие издержки, понимая, что далее, завоевав этот рынок, они постепенно или резко повысят стоимость своего товара или услуги, отработают издержки и дальше будут работать с прибылью. А для предприятия, которое вступило в конкуренцию с иностранцем, наступают непростые времена. Мы будем подсказывать нашим предприятиям, как действовать в новых непростых условиях. МИД всегда готов помочь в реализации приобретенных знаний, — заверил Игорь Назарук.

semenkova@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter