Александра Захарова из Речицы рассказывает, почему после учебы вернулась работать в родную школу

Работать в команде

Еще недавно она сама постигала азы в Речицкой детской школе искусств, а сегодня Александра Захарова уже преподаватель по классу балалайки — занимается с местными девчонками и мальчишками, находя ключик к сердцу самых ершистых подростков. Талантливая и энергичная девушка могла бы покорять большие города, но родная школьная сцена, признается Александра, уютнее:

— В прошлом году, участвуя в конкурсе лучших молодых специалистов Речицкого района, обратила внимание, как много талантливых ребят возвращается после учебы домой. Это же здорово! Настоящая амбициозная команда, готовая развивать образование, экономику, медицину, культуру речицкого края. И перед нами открыты все двери.

Непредвиденный талант

С шестью учениками Александра Захарова занимается индивидуально, 45 ребят участвуют в оркестре русских народных инструментов, которым она руководит. До первого занятия час — педагог настраивает инструменты, раскладывает партитуры. И рассказывает о себе:


— В Речицу родители переехали из Витебска, когда мне было восемь лет. Папа — инженер, мама — художница, никто и не думал, что я прославлюсь игрой на балалайке и талантом учителя музыки. Знакомые до сих пор удивляются, когда узнают, что я балалаечница. В ответ всегда готова им сыграть, причем не только классику, но и что-то популярное, те же хиты «Короля и Шута».

На контрабасе играет Никита Ступкин, едва достает ростом до грифа. Учитель знакомит нас с юным дарованием:

— Парень шебутной, но я вижу, что он любит музыку и получает удовольствие от каждого выхода на сцену. С гитарой он уже много конкурсов объездил — далеко пойдет.

Никита Ступкин.

Еще одной своей ученице — Ане Радченко — Захарова поясняет сложные моменты в партитуре. Говорит, эта девочка — находка для любого музыкального коллектива. Ее умению слышать музыку и собраться в ответственные моменты могут позавидовать и взрослые артисты.

— В моем оркестре — как в армии, — шутит Александра. — Если солдат должен уметь действовать в составе отделения или взвода, то юные таланты «тренируются» в составе оркестра, дуэтов, трио, квартетов… И пусть не всем ребятам покорится большая сцена и лишь единицы станут профессиональными артистами — годы в школе искусств не пройдут бесследно. Мои ученики гораздо дисциплинированнее и усерднее сверстников, тоньше чувствуют этот мир, и главное — учатся дружить и работать в команде.

Свой подход

Еще не забывшая школьные годы Захарова признается, что молодость порой играет с ней злую шутку, когда дело касается поиска контакта с современными подростками:

— С одной стороны, они куда охотнее доверятся мне, чем учителю, которому во внуки годятся, с другой — иной раз проверяют авторитет на прочность. За полтора года работы в школе не раз приходилось нащупывать тот самый баланс кнута и пряника, который позволит наладить здоровую атмосферу на занятиях.

Ученица Виктория Волотовская.

Александра признается, что сил и энергии на преподавание уходит много, но удовольствие при этом огромное.

— Я ведь еще и гитару преподаю — желающих много. А вот набрать группу балалаечников — задача со звездочкой, — улыбается девушка и делится секретом «рекрутинга».
— Сажусь перед ребятней и начинаю играть на балалайке так, чтобы проняло. Даю подержать инструмент в руках, показываю преимущества. Тех же струн всего три — уже проще гитары. Дети соглашаются на занятия, а вот родители потом звонят в легком шоке. Ну еще бы: ребенок балалайку впервые в жизни увидел и влюбился в нее. Но каждый отчетный концерт превращает даже самых предвзятых мам и пап в единый восторженный хор поклонников творчества.
Александра Захарова с учениками.

Музыка их связала

Балалайка, домра, фортепиано — в руках обаятельной наставницы поет все. Инструментовки для своего оркестра Александра пишет сама. Неужели нет желания уехать в столицу и покорить сцену побольше школьной? Александра уверяет, что выбор сделала давно:

— Большие суетливые города не для меня. Даже Гомель уже великоват по ощущениям. Собираюсь в Минск, но только по учебе. Планирую поступать в университет культуры.


Александра мечтает вдохновлять детей так же, как в свое время ее саму вдохновил первый наставник:

— Моим примером для подражания стал Анатолий Иванович Рудь, который и привил любовь к балалайке и музыке в целом. Именно он помогал освоиться на новом рабочем месте, да и сейчас всегда подставит плечо.

— У такой яркой девушки наверняка нет отбоя от поклонников? — интересуюсь.

— Все потенциальные кавалеры уже опоздали. Еще во время учебы в Гомельском государственном колледже искусств имени Соколовского на первом курсе отправилась с одногруппником-гитаристом покорять музыкальный конкурс. С тех пор мое сердце занято. Кирилл сейчас служит во второй роте почетного караула комендантского батальона Минской военной комендатуры. Свадьбу планируем после того, как он в апреле вернется домой.

Будущий супруг из Гомеля, но готов переехать к невесте в Речицу и влиться в дружный коллектив школы искусств. Будет учить ребят игре на гитаре. Есть в планах у пары создать совместный музыкальный проект. Александра уверена, что все получится, ведь молодость и любовь способны на многое.


boyarchuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter