Работать с умом

Позволяет выстроенная учеными инновационная цепочка “наука—производство” — За три последних года мы более чем в 20 раз увеличили объем хоздоговорных работ, — говорит директор Объединенного института физики твердого тела и полупроводников доктор физико-математических наук Валерий Федосюк. — В десять раз увеличили количество подаваемых заявок и ежегодно публикуем по 2—3 научные статьи на каждого штатного сотрудника, включая охранников и уборщиц.
Визитная карточка

Объединенный институт физики твердого тела и полупроводников Национальной академии наук Беларуси основан 5 ноября 1963 года. Основные научные направления — фундаментальные и прикладные проблемы физики конденсированного состояния; создание новых магнитных, сегнетоэлектрических, полупроводниковых, сверхпроводящих и сверхтвердых материалов.
Бесспорным достижением института стало создание инновационной цепочки “наука—производство”. Научная разработка, созданная в любой из 15 лабораторий, без проволочек внедряется в производство на одном из трех предприятий, учредителями которых выступил институт, — ОП РУП “Феррит”, НВ РУП “Элкерм”, ПВ ГУП “Холтрон”.

  Справка “НГ”

 Осенью 2007 года указом Президента страны в Беларуси создан Научно-практический центр Национальной академии наук по материаловедению. 29 января 2008 года Мингорисполком зарегистрировал устав государственного научно-производственного объединения “Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по материаловедению”. Исполняющим обязанности генерального директора нового центра временно, до назначения в установленном порядке, является доктор физико-математических наук Валерий Федосюк.

На работу тянет, как магнитом

Около 50 тонн магнитов и изделий из них ежемесячно выпускает опытно-производственное предприятие “Феррит”

Далекий от науки и техники человек даже представить себе не может, как притягательны окружающие его вещи. Он просто включает утром радио (все динамики и громкоговорители содержат магниты) и открывает холодильник, чтобы взять сливки для кофе. Дверца холодильной камеры захлопывается сама собой, потому что на нее наклеена узкая полоска резины-магнитопласта.
Производимая опытно-производственным РУП “Феррит” продукция — магнитные сепараторы — нужна многим предприятиям, работающим с текучими или сыпучими продуктами. Горнодобывающие предприятия сталкиваются с необходимостью отделить руду от примесей, мукомольные и деревообрабатывающие комбинаты — с необходимостью очищать движущееся по транспортеру зерно (муку, комбикорм, песок, стружки) от случайно оказавшихся в них металлических предметов.
“Феррит” — единственная организация в Республике Беларусь, которая имеет лицензию Проматомнадзора МЧС на производство магнитных сепараторов. Предприятие включено в национальный регистр производителей указанного оборудования.
— Мы производим два вида постоянных магнитов — керамические и металлические, — говорит генеральный директор ОПРУП “Феррит” кандидат физико-математических наук Виктор Шамбалев. — Собственное конструкторское бюро и лаборатория контроля качества продукции позволяют постоянно создавать новые и модернизировать выпускаемые модели магнитных сепараторов. Важно ведь не только притянуть железный мусор в магнитное поле, но и научиться его отрывать.
В первых аппаратах, которые “Феррит” сделал для “Беларуськалия”, сила притяжения “шестеренки” весом 30 килограмм в магнитном поле становилась 4 тонны. Такая мощь позволяла очищать от посторонних включений быстро движущуюся по конвейеру руду, но над способом очистки самого сепаратора ученым пришлось поработать.
“Беларуськалий” сформулировал ученым еще одну задачу, которая сегодня близка к решению. Калийная и поваренная соль, которую добывают в Солигорске, смешана с глиной. Ни соль, ни глина с магнитным полем непосредственно не взаимодействуют. Но в лаборатории Объединенного института физики твердого тела и полупроводников уже создан и готов к испытаниям в рабочих условиях опытный образец сепаратора, который способен отделять глину от соли. Секрет — в силе поля, создаваемого постоянными магнитами. Угол отклонения глины и соли при сильном магнитном поле становится различным.
Сила, кстати, — визитная карточка продукции “Феррита”. Однажды, отчитываясь на президиуме НАН, директор Объединенного института Валерий Федосюк для наглядности раздал уважаемым ученым по паре небольших магнитиков. Никто из членов президиума не смог их разъединить — даже на то, чтобы провернуть камешки вокруг оси, требовались недюжинные усилия.
— Постоянные магниты не только создают магнитное поле, но и позволяют значительно экономить электроэнергию, — говорит Валерий Федосюк. — Стандартная ситуация — литейное производство, в котором используется формовочный песок, предварительно очищенный на сепараторах. До сих пор это делали на электромагнитных сепараторах российского производства, которые потребляют около 20 кВт в час, причем 15 кВт затрачивается на создание электромагнитного поля, 5 — на движение конвейерной ленты. Наши сепараторы на постоянных магнитах, поэтому электроэнергия расходуется только для приведения в движение конвейерной ленты. Причем постоянные магниты не стареют, обмотки на них не горят, поскольку их там нет, обслуживающий персонал в лице электрика им не требуется. Так как в каждом литейном цехе десятки сепараторов, налицо значительная экономия энергоресурсов. Мы готовы стать соисполнителями государственной программы перевооружения литейного производства.
Сейчас сепараторы от “Феррита” идут не только на многие белорусские заводы, но и за рубеж — в Россию и Иран. Правда, осваивать новые рынки сбыта порой мешают недобросовестные предприятия, покупающие дешевую китайскую продукцию и под видом своей предлагающие ее заводам. Отечественные производители ждут государственных мер, которые препятствовали бы появлению на рынке контрафактной продукции. А пока защищаются единственным доступным им способом — гарантией высокого качества своей продукции.

220013, Минск, ул.Бровки, 19б
Тел. (+375 17) 284-13-21.
Факс (+375 17) 284-11-65.
info@ferrit.by   www.ferrit.by

Невидимые грани кристалла

Кристаллы, превосходящие по твердости алмаз, российские самоцветы и колумбийские самородки можно вырастить в лаборатории физики высоких давлений и синтеза сверхтвердых материалов

Самые, пожалуй, известные исследования института — в области сверхтвердых материалов. Здесь выращивают искусственные алмазы и невзрачный, малоизвестный кристалл с редкими свойствами — кубический нитрид бора. Он такой же твердый, как алмаз, только еще более прочный. Ведь ставший символом твердости алмаз при 600 градусах Цельсия превращается в банальный графит и не выдерживает соседства с чугуном. Нитрид бора сохраняет свои качества до 12 000 градусов  и не обращает внимания на “соседей”.
В институте организован производственный участок по выпуску сверхтвердых материалов и созданию на их основе обрабатывающего инструмента. Потребителей его продукции представлять не надо: это минские тракторный, подшипниковый и моторный заводы, Гомельский завод станочных узлов, борисовский “Гидроусилитель”... В прошлом году участок произвел продукции на 400 миллионов рублей.
Алмаз ассоциируется с ювелирными изделиями, красотой и роскошью. Но в институте делается алмазный порошок, из которого прессуются композиты, а для колечек и колье нужны монокристаллы. Это, однако, не означает, что ученым с ювелирами не по пути. Для нужд ювелирной промышленности и в интересах красивых от природы белорусских женщин в лаборатории выращиваются кроваво-красные рубины, окутывающие глубокой синевой сапфиры, изменчивые александриты и таинственные зеленые изумруды. Технология производства изумрудов не выглядит таинством: в тигли с платиновой проволокой закладывается затравка, вливается составленный по выведенной учеными формуле расплав — и через несколько месяцев на проволоке созревают крупные кристаллы.
Белорусские изумруды в качестве экспонатов республиканской выставки недавно побывали в Венесуэле. Камешки вызвали самый пристальный интерес колумбийских ювелиров. В Колумбии вообще-то есть природные месторождения изумрудов, но, во-первых, природные богатства исчерпаемы, а во-вторых, себестоимость выращенного в тигле камешка в 30 и более раз ниже, чем природного. А качество выше, потому что в природе не встретишь такой идеальной чистоты и причудливых оттенков. Единственный признак, по которому можно определить месторождение камня, — его химический состав. Но если выращивать белорусские изумруды из глины колумбийского месторождения, даже самый опытный химик не найдет между ними различий.
— Мы выращиваем до 10 000 каратов изумрудов в год, сами граним, отдельные экземпляры продаем на выставках, — говорит Валерий Федосюк. — Поставляем камни на Гомельский ювелирный завод. Недавно частная российская компания из Екатеринбурга проявила интерес к нашим кристаллам, им надо до 100 тысяч каратов изумрудов в год, так что ведем переговоры о создании совместного предприятия.
Пока за белорусскими изумрудами не надо ехать в Россию: любой покупатель может выбрать самый красивый камешек из коллекции института и, оплатив покупку в кассе, отнести его ювелиру. Зеленоглазым жительницам страны изумрудные сережки и кулоны будут к лицу!
— Может, это не совсем красиво звучит, но прекрасные камни — всего лишь отходы работы ученых, — помог нам спуститься на землю заместитель директора по научной работе и инновациям кандидат физико-математических наук Александр Акимов. — Мы специализируемся на продукции технического назначения. Вся современная электроника на основе кремния, поэтому при 120 градусах Цельсия выходит из строя. А с нашими кристаллами техника выдерживает и 500-градусное пекло. Роботы-манипуляторы, купленные в странах Западной Европы для ликвидации последствий чернобыльского взрыва, не смогли работать в условиях высокой температуры и радиационного излучения. Задача ученых — добиться, чтобы и в экстремальных условиях спасатели могли рассчитывать на технику.

  Заказать камешек  для любимой можно, предварительно позвонив по телефону

(+375 17) 284-15-47, или (+375 29) 562-56-85,
тел./факс (+375 17) 284-15-58.
E-mail: ifttpanb@ifttp.bas-net.by.
Веб-сайт: http://ifttp.bas-net.by

Без права на погрешность

Продукцию предприятия, которое так работает, уже могли оценить и марсиане

В 2003 году стартовал космический аппарат “Марс-Экспресс”, в системе навигации которого работали электронные датчики нового поколения, разработанные в институте и произведенные ПВ ГУП “Холтрон”.
Это только один из результатов плодотворного сотрудничества Объединенного института физики твердого тела и полупроводников с “Росавиакосмосом”. Российский ВПК ориентируется на своих производителей, но без белорусских датчиков обойтись не может. Благодарственные письма от российских партнеров свидетельствуют о том, что продукция “Холтрона” работает без сбоев.
Датчики от “Холтрона” используются там, где нельзя ошибаться — в автоматических регуляторах, электроприводах, современных системах управления и контроля. Они установлены на белорусских троллейбусах и трамваях, выпускаемых заводами “Белкоммунмаш” и “Белдормаш”, большегрузных самосвалах “БелАЗ” и технике МАЗа, газоперекачивающих агрегатах “Белтрансгаза”, системах контроля за водоснабжением ЖКХ. Датчики специального назначения не утрачивают над собой контроля в экстремальных условиях — криогенных температурах, высоких давлениях, агрессивных средах, радиации.

Тел./факс (+375 17) 284-12-72.
Тел. (+375 17) 284-11-96

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter