Работать надо с умом!

В компьютерном банке данных одаренной молодежи Министерства образования числится 5875 фамилий. 2584 из них принадлежат школьникам, 784 — студентам, магистрантам и аспирантам, а 1989 молодых людей уже приступили к работе по специальности. К сожалению, только 600 из них работают в учебных или научных организациях, то есть имеют возможность передавать свою творческую энергию следующим поколениям.

Причину скромности показателя объяснил молодой кандидат наук, старший преподаватель кафедры архитектурного проектирования и рисунка Брестского государственного технического университета Николай Власюк:
— Учась в аспирантуре БНТУ, я получал повышенную аспирантскую стипендию, отчисления за внедрение в практическую деятельность моих проектов и являлся обладателем гранта Министерства образования для диссертационного исследования. И вот я оканчиваю аспирантуру, защищаю диссертацию, возвращаюсь по распределению. Зарплата, которую мне мог предложить региональный вуз, примерно в пять раз меньше прежнего дохода. Зато сразу посыпались предложения от проектных институтов, которые обещают куда более выгодные стартовые условия.
По мнению собеседника, лучшие специалисты уходят из учебных заведений из материальных соображений. Хотя он остался в университете — “по личным причинам”. Наличие этих “личных причин” по крайней мере у 600 талантливых молодых людей обнадеживает. Поэтому Николай Власюк считает нужным ввести в вузах такую должность, как куратор одаренного студента.
Индивидуально с молодыми талантами работают в лицее БГУ.
— За недолгую историю лицея 779 его учеников становились призерами республиканской олимпиады, 11 привезли медали с международных состязаний, — напомнила директор этого учебного заведения Татьяна КолевиЧ. — Мы работаем исключительно с талантливыми и одаренными старшеклассниками.
Лицей уже может поделиться опытом. Несмотря на то, что его воспитанники учатся серьезно и без поблажек, от пере-
грузок они не страдают. По очень простой причине: в лицее прижилась блочно-модульная схема преподавания непрофильных предметов. Профильные предметы, доля которых, кстати, не превышает 45—47 процентов общего объема материала, преподаются и оцениваются по четвертям, непрофильные — по триместрам. В результате такого распределения нагрузки у лицеистов остаются время и силы, чтобы посещать более 60 различных курсов по выбору и принимать участие в шести видах олимпиад.
— Мы на всех состязаниях показываем хорошие результаты, — с достоинством заметила директор. — За 8 лет участия в международной Менделеевской олимпиаде по химии привезли 28 дипломов. Недавно стали участниками Жаутыковской олимпиады по физике и математике, которая проводится в Казахстане. В прошлом году уехали с Гран-при, в нынешнем — с дипломом 2-й степени.
По словам Татьяны Колевич, ее лицеисты всегда готовы “ехать и побеждать”, но проблема в том, что поездки дорогие. До Казахстана еще можно добраться за собственный счет, но визиты в дальнее зарубежье так дороги, что каждый раз ставят под вопрос участие нашей команды.
Лужеснянскую сельскую гимназию в мире знают не меньше, чем лицей БГУ.
— Наш результат — 141 победитель и призер республи-
канских олимпиад и 13 призеров международных, — вступил в диалог директор Лужеснянской школы-интерната-гимназии для способных и талантливых детей Витебской области Владимир Шитько. — Он не так впечатляет, как статистика лицея БГУ, но мы даем возможность проявить себя сиротам. Все выпускники гимназии поступают и учатся в высших учебных заведениях.
Таланты рассыпаны по белорусской земле равномерно. По мнению директора, сельские дети смогут демонстрировать еще более впечатляющие результаты, если государство найдет возможность отмечать сельских учителей, воспитанники которых выходят на республиканский и международный уровень. И не будет забывать о материальной и психологической поддержке детей-сирот, вышедших из школьного возраста.
— Один из наших учеников завоевал серебряную медаль на международной олимпиаде по биологии и поступил на биологический факультет БГУ. Но из-за трудностей, связанных с жизнью в столице, проучился там всего 8 месяцев. Сейчас он работает в колхозе механизатором.
В Лужеснянской гимназии учится 250 старшеклассников в возрасте от 15 до 18 лет. Денежная норма питания на каждого из них — 2790 рублей в день. Вероятно, никому из присутствующих на “круглом столе” родителей не удалось бы обеспечить сбалансированный рацион ребенку-подростку на такую сумму. Поэтому предложение Владимира Шитько пере-
смотреть денежные нормы питания для школ этого типа было единодушно поддержано.
Не только белорусские вузы и работодатели охотятся за светлыми молодыми умами. Директор Лужеснянской гимназии отметил неподдельный интерес российских вузов к белорусским старшеклассникам. Причем если в Беларуси на льготы при поступлении могут рассчитывать призеры республиканских состязаний, то интерес россиян распространяется и на призеров олимпиад более низкого уровня — областных и городских.
— Интеллектуальный потенциал у нас традиционно неплохой, и мы его видим, — сказал “НГ” министр образования Александр Радьков. — В зоне внимания президентских фондов уже побывало около 14,5 тысячи детей. Банк данных перспективного резерва кадров насчитывает около 6 тысяч фамилий. Как реализовать этот потенциал, использовать его интеллект и знания в реальном секторе экономики — промышленности, науке, управленческом звене? Эту задачу нам определил глава государства, и мы сейчас ее последовательно выполняем.
Каждый год мы пополняем свой банк данных, отслеживаем судьбу его участников и рекомендуем руководителям министерств, ведомств, заводов, организаций, вузов этих ребят. Это делается для того, чтобы они оставались в резерве кадров, чтобы с ними работали, их не теряли из виду. Вести по жизни талантливого специалиста — очень тонкая работа. Ведь даже щедро одаренный талантами студент вряд ли сразу станет таким же талантливым начальником цеха. Его потенциалу надо помочь раскрыться. Это и есть инновационная кадровая работа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter