Предприятия скрытно увеличивают цены на свою продукцию

Работать надо честно

Заметили? С прилавков то и дело исчезают привычные продукты. Вот например, почти не стало 25–процентной сметаны в пол–литровой пленочной упаковке. Зато полно другой, жирностью 26%, расфасованной по 400 граммов. Ассортимент колбас, ветчин и хлеба поражает ребрендингом популярных сортов за счет приставок «люкс», «классический», «традиционный». Гречку и рис фасуют не в 900–граммовые пакеты, а распределяют по 600–граммовым! В общем, некоторые ловкие производители нам предлагают меньше продукта и больше упаковки, которую, кстати, потом придется государству за отдельную плату собирать и утилизировать. С чего бы это? И зачем?



«Покупателю удобно, — бойко отвечают на вопрос специалисты одного из молочных комбинатов, — сметана в 400–граммовой упаковке не успевает испортиться в холодильнике, быстрее употребляется». Хорошо. Допустим, для пенсионеров. Но у нас есть многодетные семьи, которые, возможно, купили бы и литровые пакеты. Только где? Также не найти 2–килограммовых упаковок гречки, риса. Предположим, маленькая упаковка действительно кому–то нужна, но ведь и большая наверняка будет востребована. Но ее нет. Почему?

Комитет госконтроля Минской области регулярно проводит мониторинг потребительского рынка. И вот какие любопытные факты обнаружил. С декабря 2014 года по июнь 2015–го один из молочных комбинатов выпускал 25–процентную сметану в пол–литровой пленочной упаковке и отгружал в розницу по 11.105 рублей.

Итак, берем в руки калькулятор. 11.105 рублей делим на 500 граммов, получаем — 22,21 рубля стоил грамм сметаны 25–процентной жирности, которую сняли с производства. А один грамм 26–процентной в меньшей таре обойдется покупателю уже в 29,285 рубля. Итого: плюс 31,86% роста стоимости. Причем 11.714 — это цена со скидкой, которую завод предоставляет не всем покупателям. В прейскуранте значится вообще 12.885 рублей. Тогда продукт обойдется розничному магазину на 45% дороже! Еще одна хитрость: сметана 26–процентной жирности не включена в перечень социально значимых продуктов, цены на которые регулируются Министерством экономики. То есть их потолок определяет спрос, который на сметану был, есть и будет, сколько бы она ни стоила. Народный продукт. И за крупами теперь не только с кошельком надо в магазин ходить, но и с калькулятором. Например, на прилавке рис за 32 тысячи рублей. Нормально, берем в корзинку. А после внимательно рассматриваем упаковку: 600 граммов — или около 60 тысяч за килограмм. Ого!

Не кажется ли вам, что некоторые поставщики и производители продуктов пытаются ловчить? Понятно, многие вспомогательные материалы, упаковка и прочие составляющие производства завозятся из–за рубежа, стоимость энергоносителей также привязана к курсу доллара. Иными словами, на фабриках и заводах неизбежно затраты растут. Это жизнь. Но при нынешнем жестком контроле очень сложно отстоять увеличение цены на социально значимый продукт: аргументы должны быть железобетонные. А тут невероятно просто: уменьшил тару, добавил прилагательное к брендовому названию, посыпал булку крошкой, изменил название — и вот тебе полет фантазии для установления цены.

Только нехорошо это, нечестно!

Отдел социальных проблем.

Советская Белоруссия № 183 (24813). Четверг, 24 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter