Работать над качеством

Такая задача стоит перед системой образования Могилевщины

Такая задача стоит перед системой образования Могилевщины

О системе образования Могилевской области и стоя­щих перед ней задачах — в беседе корреспондента «Р» с начальником управления образования Могилевского облисполкома кандидатом наук, доцентом Леонидом СМОТРИЦКИМ (на снимке).

— Леонид Степанович, одна из главных задач системы образования – создание равных условий для получения высококачественной подготовки учащимися города и села. Как решается эта задача в области?

— На сегодняшний день в области созданы условия, необходимые для получения качественного образования всеми учащимися региона. Успешно работают 410 общеобразовательных школ, 18 гимназий, 6 лицеев, 35 профессионально-технических учебных заведений, 18 учреждений интернатного типа, 355 детских дошкольных учреждений. Активно развивается сеть учреждений нового типа. Причем не только в областном центре, но и на периферии – открыты гимназия в Кировском районе, филиал профессионального лицея № 16 в городе Костюковичи, завершено строи­тельство дошкольного учреждения на 75 мест в деревне Александрия Шкловского района.

Спрос на места в дошкольных учреждениях в полной мере удовлетворяется по всей области. Условия содержания детей в них практически ничем не отличаются от условий детских дошкольных учреждений города, а кое-где их даже превосходят. То же самое можно сказать и об общеобразовательных школах на селе, которые сегодня и по уровню технической оснащенности, и по степени подготовленности педагогических кадров способны конкурировать со школами города.

Реализация Программы возрождения и развития села Могилевской области на 2005—2010 годы, поддержка ее руководством, действительно, позволили создать равные условия воспитания и получения образования городским и сельским детям региона.

— А что изменилось в системе общего среднего образования после перехода на одиннадцатилетку?

— Динамика уровня успеваемости изменилась в лучшую сторону. Более половины учащихся 3—11-х классов в 2008/09 учебном году успевали на высоком и достаточном уровнях. А выпускные экзамены успешно сдали все 38 тысяч выпускников области, причем 550 из них получили свидетельства с отличием, а 225 стали медалистами. Каждый второй наш выпускник стал студентом вуза. Так что, как видите, реформа принесла свой положительный результат.

— В области, насколько я знаю, проводится большая работа по поддержке одаренных учащихся. В чем конкретно это выражается?

— Помимо Государственной программы «Молодые таланты Беларуси», в области разработана и утверждена региональная программа по работе с талантливой молодежью. Ведется целенаправленная работа по более раннему выявлению способностей и талантов детей. В общеобразовательных учреждениях с начальных классов проводятся «малышковые» олимпиады, организовывается участие детей в различных интеллектуальных конкурсах. Во всех регионах области открыты центры по работе с талантливыми учащимися, областная очно-заочная школа для победителей олимпиад, очно-заочные школы по подготовке для поступления в вузы. Создан компьютерный банк одаренной молодежи, в котором сегодня находятся сведения о 450 учащихся, награжденных Специальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. С 2003 года ежегодно 30 наиболее талантливым и успевающим учащимся, педагогам вручается специальная премия облисполкома в социальной сфере. Кроме того, решением Могилевского облисполкома учреждены и ежегодные премии в отрасли образования. В прошлом году их получили 63 учащихся – победители республиканской олимпиады по учебным предметам и 70 педагогов, которые их подготовили. 73 учащихся и 18 педагогов области были также награждены поощрительными премия­ми Специального фонда Президента. Результат такого внимания и поддержки – многочисленные медали и дипломы наших учащихся, полученные ими на международных и республиканских олимпиадах.

— Как складывается ситуация с ребятами, оставшимися без попечения родителей?

— В последние годы в области наблюдается тенденция к сокращению их количества, чему в значительной степени способствовала работа по выполнению требований Декрета Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В 2009 году попечения родителей лишились на 12,5 % меньше детей, чем в предыдущем. Из них более 70 % определены на воспитание в замещаю­щие семьи. В области создан 31 детский дом семейного типа. В конце прошлого года была введена в строй «SOS-Детская деревня», в которой более 80 детей будут воспитываться в условиях, максимально приближенных к семейным. Но приоритетным направлением остается усыновление как форма семейного устройства. В прошлом году более 60 детей обрели своих новых родителей.

— Важной составляющей системы образования является его профессионально-техническая часть. Как обстоят дела в этой сфере?

— Особое внимание мы уделяем соответствию уровня подготовки учащихся профессионально-технических учебных заведений требованиям сегодняшнего дня. Для этого в области внедрены образовательные стандарты по 45 учебным специальностям уровня ПТО и по всем специальностям уровня ССО. В каждом учреждении профессионально-технического образования с 2009 года осуществляется подготовка кадров рабочих или специа­листов по вечерней или заочной формам обучения, что позволяет наиболее полно удовлетворять спрос промышленности и сельского хозяйства области на подготовленные кадры.

— Леонид Степанович, а по каким критериям оценивается деятельность учебных заведений, готовящих этих специалистов, и других учреждений образования?

— Итоги деятельности отделов образования, учреждений образования и педагогических работников подводятся ежегодно в соответствии с установленными критериями, о чем было принято решение Могилевского областного исполнительного комитета. Десятки различных показателей, учитывающих все многообразие учебно-воспитательного процесса, позволяют объективно определить и лучших педагогов, и лучшие учебные заведения. Кстати, лучшим в системе профтехобразования у нас на протяжении 12 лет был Могилевский государственный экономический профессионально-технический колледж. Коллектив колледжа и его руководитель Олег Адамович Баханович не только успешно решают задачу по подготовке молодых специалистов, но и ведут непростую работу по обучению детей с психофизическими особенностями развития, помогая им найти свое место в жизни и стать полноправными гражданами нашей страны. В 2009 году решением областного исполнительного комитета переходящее Знамя победителя было передано колледжу на бессрочное хранение.

— Традиционный вопрос: какие задачи предстоит решать системе образования Могилевщины в 2010 году?

— Указом Президента Республики Беларусь 2010 год объявлен Годом качества. Решение всех задач будет направлено на достижение главной цели – повышение качества образования. И наша обязанность — эту задачу выполнить.

Фото: архив «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter