Работа, зарплата, дом.

В прошлом году в Витебской области на новое место жительства переехали 107 семей безработных.

В прошлом году в Витебской области на новое место жительства переехали 107 семей безработных, так как теперь работа в Витебске для подростков находится гораздо легче благодаря специальным сервисам.

Чаще всего люди переезжали из одного сельского населенного пункта в другой, городскую прописку сменили 25 семей из Витебска, Орши, Полоцка и Новополоцка. Благодаря переселению село приобрело 35 операторов машинного доения, 33 животновода, 13 трактористов, 4 зоотехника. Что это за люди и какие условия предложили им наниматели? Своим опытом делится семья Войлоковых из Городокского района.

 Компетентно
Ирина МАТВЕЕВА, заместитель председателя комитета по труду, занятости и соцзащите Витебского облисполкома, начальник управления по занятости населения:
— С 3 февраля в Беларуси существенно усилена поддержка семей безработных при переселении на новое место жительства и работы в сельскую местность. Денежные выплаты составят от семи до девяти бюджетов прожиточного минимума (БПМ с 1 февраля по 30 апреля 2012 года составляет 706 880 рублей). Кроме того, уточнен состав членов семьи безработного, которым возмещаются расходы на переезд. Но, пожалуй, главное новшество: теперь финансовой поддержкой службы занятости при переселении можно будет воспользоваться только один раз. Это предусмотрено постановлением Министерства труда и социальной защиты.

Новоселье на Яблоневой улице

Агрогородок Веремеевка совсем рядом с райцентром, считай, в городской черте. От остановки общественного транспорта пешком 20 минут ходу. Три яркие пятиэтажки привлекают мое внимание издалека, но как-то не приходит в голову, что там и живут “переселенцы” Войлоковы. Подхожу ближе и удивляюсь: одна из новостроек и есть дом 10 на Яблоневой улице. Дальше — больше. Попадаю в уютную двухкомнатную квартиру со всеми удобствами, просторной кухней и индивидуальной системой отопления. Такому жилью порадовался бы любой горожанин, что уж говорить о тех, кто привык топить печь и воду носить из колонки.
— Не поверите, но именно в таком доме мы с мужем хотели квартиру построить, только не вписались в льготные требования, а взять коммерческий кредит не было возможности, — говорит хозяйка, которая несколько лет назад и представить не могла, что переедет в такие условия и освоит работу оператора машинного доения.

Перезагрузка

...В деревне Новый Болецк, в шести километрах от Городка, они с мужем прожили почти 14 лет. Лена работала поваром в детском саду, Дмитрий — трактористом в совхозе, который выделил им дом. Держали большое хозяйство, растили сына и дочь. Когда расформировали совхоз, муж устроился в районное ЖКХ — благо до райцентра на велосипеде можно доехать. Постепенно молодежь начала разъезжаться, дома стали скупать дачники, и в 2009-м вместо садика в селе решили открыть магазин, а Лена Войлокова осталась без работы впервые с тех пор, как окончила Городокское профтехучилище.
— Я знала, что в службе занятости есть вакансии, но первые три месяца после сокращения сидела дома, все не могла решиться на переезд, — с улыбкой вспоминает она свои сомнения. — Но работы не было ни у нас, ни в соседней деревне. И хоть я не люблю перемены, пришлось рискнуть.

Приезжайте, тут вас ждут

Условия, которые предлагали в ОАО “Городокский льнозавод”, были более чем привлекательными: оператору машинного доения с семьей сразу давали служебное жилье в новом доме и обещали хорошую зарплату.
— На бумаге все выглядело настолько идеально, что я, если честно,  готовилась к разочарованиям, да и дояркой себя видела с трудом, — говорит Лена. — Но в итоге все прошло как по маслу.
В начале декабря я обратилась в службу занятости, получила от государства приличные деньги на переезд, 25 числа мы начали делать ремонт в квартире. В январе вышла на работу, три недели была ученицей, но уже первая зарплата на новом месте оказалась в два раза выше, чем в детском садике. Хозяйство крепкое, каждый, кто хочет, может заработать нормальные деньги, сейчас операторы машинного доения получают по 2,5 миллиона.
И теперь, спустя два года Лена уверена: переезд дал всей семье только плюсы. Район отличный, мужу на работу близко, дочке до школы 10 минут, сын поступил в городокский колледж, даже до речки рукой подать. Минус всего один — вставать надо в четыре утра. Правда, ее вместе с двумя соседками, тоже, кстати, переселенцами, на микроавтобусе от крыльца забирают на работу и к крыльцу возвращают — ферма находится в 15 километрах от Веремеевки.

Безработица — она в головах

— Такие добросовестные люди, как Лена Войлокова, — редкость среди тех, кто приезжает по переселению, чаще едут ради денег, через год этих работников и след простыл, — не скрывает проблем замдиректора льнозавода по сельскому хозяйству Владимир Пупышев. — Семей шесть или семь через нас прошли, и все материальную помощь получили от государства. Разве это эффективное вложение средств? Если человек не хочет трудиться, его не удержишь ни жильем, ни зарплатой — безработица, она ведь с головы начинается. Сегодня только последний лодырь без денег сидит, на селе люди нужны везде — только работай, да и в городах, насколько я знаю, рабочих рук не хватает.
Заглянув в банк вакансий на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, я обнаружила, что только в Витебской области в сельской местности могут получить жилье и работу 117 человек (по стране — более тысячи вакансий). Наиболее востребованы операторы машинного доения, трактористы, зоотехники, агрономы. Диапазон зарплат широк. Скажем, в хозяйствах Шарковщинского района всем, от агронома до водителя, собираются платить по 856 тысяч рублей, а в Полоцком районе оператору машинного доения сразу обещают на миллион больше. ОАО “Маяк Высокое” в Оршанском районе по всем вакансиям предлагает  зарплату не меньше двух миллионов, а, например, в одном из хозяйств Гродненской области главному агроному готовы платить 3,8 миллиона рублей. Выбор действительно есть, и, если в каком-то регионе нет работы, переехать вполне реально. Причем необязательно верить бумажным обещаниям: государство за свой счет командирует безработного к предполагаемому нанимателю, чтобы он мог увидеть все собственными глазами. И, кстати, у тех, кто проживет на новом месте больше трех лет, есть возможность приватизировать служебное жилье. И Лена Войлокова уже об этом думает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter