Работа взаймы

Как мы относимся к человеку, задолжавшему нам? Известно - как.
Как мы относимся к человеку, задолжавшему нам? Известно - как. А если государство не расплатилось с субъектом хозяйствования? Ситуация типичная, но ее последствий, похоже, руководители ряда ведомств до конца не осознают. Между тем достаточно побывать на конкретном заводе или фабрике, чтобы убедиться в пагубности работы в долг. Республиканское предприятие "Автомагистраль", например, практически полностью зависит от бюджетного финансирования, но и работает исключительно в интересах общества. Оно обслуживает около 3 тысяч километров важнейших автомагистралей, с тем чтобы перевозка грузов и пассажиров осуществлялась по ним в любое время суток и года, вне зависимости от погоды и с минимальными издержками. Это требует немалых затрат. Однако расчеты за выполненные работы идут с большим опозданием. Причина - неритмичность поступления средств собственнику дорог "Автодору" из Государственного казначейства.

Чтобы оценить масштаб последствий, приведем такой пример: в ходе недавних снегопадов ежесуточно на расчистке магистралей расходовалось до 60 тонн солярки и 40 тонн бензина. Зная цены на горючее - а они немалые, - нетрудно подсчитать затраты только по одной статье, а их - множество. Между тем, сообщил генеральный директор "Автомагистрали" Кузьма Мельников, на начало февраля из бюджета не было выплачено около миллиарда рублей за прошлый год. Картина типичная. Долг государственных структур перед предприятием постоянно составляет 1,5 - 2 миллиарда рублей. Поэтому, чтобы войти в нынешнюю зиму достаточно подготовленной, "Автомагистраль" была вынуждена взять кредит в 550 миллионов рублей на закупку запасных частей и топлива. 180 миллионов позаимствовал в банке с целью заготовки песчано-соляной смеси заказчик - управление "Магистральавтодор".

"Но что такое взять ссуду? - поясняет Кузьма Николаевич. - Да лишь то, что все наши надежды на развитие улетучиваются вместе с банковским процентом. Только за пользование кредитом в 2002 году уплачено 356 миллионов рублей. Если бы перечисления из госбюджета поступали вовремя, рентабельность была бы не 7, а 11 процентов. Но даже ту небольшую прибыль, которая остается, и амортизационные отчисления мы вынуждены тратить в основном на текущую деятельность, а не развитие. За 3 года так и не удалось разорвать этот круг. К примеру, в прошлом году из 1,3 миллиарда рублей амортизационных отчислений только четверть ушла по назначению. В итоге - техника стареет".

А теперь еще об одном парадоксе. Из-за недостаточного финансирования состояние автомобильных трасс все ближе к критической черте. И в то же время загрузка подразделений "Автомагистрали" составляет лишь 65 процентов их возможностей. А по ряду работ, таких как поверхностная обработка дорожного покрытия, - только 30 процентов.

Понятно, что в итоге страдает общество в целом, государство. И не только из-за ухудшения условий проезда. Не менее тревожит, что скрытая инфляция, каковой, по сути, является работа предприятий в долг, рано или поздно вырвется наружу и грозит стабильности валютно-финансовой системы. Очевидны и социальные издержки бюджетных неплатежей. "Главная задача каждого руководителя - обеспечить подчиненных достойным заработком, - продолжает Кузьма Мельников. - За этим понятием стоят объемы и качество работы, ее себестоимость. Если коллектив не получил зарплату, значит, там нет руководителя. Но как быть, если государственные организации не платят за то, что по их заказу выполнено?"

Когда финансисты заимствуют средства из дорожного фонда, предназначение которого ясно из названия, понять это можно. Ведь необходимо выплатить зарплату учителям, врачам и другим представителям бюджетной сферы, пенсии. Но понять - не значит оправдать. Возьмем ту же дорожно-транспортную сферу. В нашем транзитном государстве она по определению должна приносить государству, то есть в бюджет, немалый доход. Однако лишь если будут созданы благоприятные условия, в том числе для проезда автотранспорта. Но на это нужны средства, которые, как оказалось, тот же бюджет перечисляет не полностью и с опозданием. "В рамках одного нашего ведомства эту проблему не решить", - убеждены специалисты-дорожники.

Проблема неплатежей в конце прошлого года уже привела к ряду крупных проблем в снабжении энергоносителями, в выплате зарплаты. Что на очереди?..

Справка "СБ"

В 2002 году впервые за 5 лет наметилась тенденция к ухудшению состояния республиканских автомобильных дорог. Количество участков с неровным покрытием возросло на 8 процентов, а участков, где от проезда трейлеров образовалась колея, стало больше на 502 километра. Неотложного капитального ремонта требуют более 1.000 километров пути.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter