Равные трудовые права и профессиональная квалификация — как настроить систему?

Работа в лучшем виде

Равные трудовые права и профессиональная квалификация — как настроить систему?


ОДНО из главных достижений интеграции сотни тысяч жителей Беларуси и России ежегодно испытывают на себе. Пользуясь равными правами на трудоустройство, они совершенно свободно и без излишних формальностей переезжают из одной союзной страны в другую в поисках работы. И здесь очень важное значение имеет квалификация сотрудника. Ее соответствие запросам работодателя. Как найти в этой сфере баланс? Эту непростую тему обсуждали в Минске участники белорусско–российского экспертно–медийного семинара, посвященного равным правам граждан Союзного государства и унификации на этом фоне подходов к совершенствованию национальных систем квалификаций. Тональность дискуссии задала начальник департамента информационной политики и социального обеспечения Постоянного комитета Союзного государства Маргарита Левченко:


Чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться

— Одна из важнейших целей Союзного государства — проведение согласованной социальной политики с целью обеспечения достойного уровня жизни. Эта деятельность определяется концепцией социального развития Союзного государства. Однако развитие его социального пространства сталкивается с дисбалансом на рынке труда, различиями между потребностями работодателей и квалификацией выпускников системы полготовки кадров. Дефицит квалифицированных специалистов сдерживает экономику.

Отсюда — важность темы, избранной для обсуждения. В Беларуси считают необходимым сохранить в основе квалификационной оценки кадров систему советского периода. Но и она нуждается в совершенствовании. В России тщательно отслеживают этот опыт. Заместитель министра труда и социальной защиты России Любовь Ельцова отметила, что в обеих странах тенденции на трудовом фронте во многом схожи:

— Квалификация работников в среднем растет, в прошлом году число квалифицированных специалистов составило 31,9 процента. Однако если посмотреть на спрос, то молодежь поступает в первую очередь на гуманитарные факультеты, хотя на их выпускников спрос гораздо ниже. Беспокоит и то, что готовность работать без дополнительной адаптации к рабочему месту проявляют лишь 5,5 процента работников, тогда как низкую готовность к такой работе проявляют более 30 процентов. Чтобы сблизить систему образования и производство надо усилить для преподавателей роль стажировки на предприятиях.

Для решения подобных проблем на рынке труда создан национальный совет по профессиональной квалификации при Президенте России. Он ставит важные методологические вопросы, в рамках совета они обсуждаются с социальными партнерами — представителями профсоюзов и нанимателей. Главный вопрос — куда движемся? За ориентир взят опыт Европы, где установлены 9 ступеней квалификации работника. Идет соответствующая трансформация законодательной базы, старые квалификационные справочники уже не являются обязательными. В эту работу вовлечены и представители местных органов власти. При этом квалификационные стандарты должны быть согласованы с образовательными.

Работают в этом направлении и белорусские специалисты. Заместитель начальника главного управления труда и заработной платы Минтруда Беларуси Виктор Сидорович считает:

— Структурная перестройка экономики меняет требования к квалификации работников. Новая система должна быть более гибкой. К концу года в Правительство должен быть внесен на рассмотрение документ, отображающий, как будет выглядеть обновленная система оценки квалификации работников.

Сейчас в органах управления отраслями соответствующие советы завершают выработку предложений. Принятие новой системы теснее свяжет систему подготовки кадров с потребностями экономики. А они сегодня таковы, что все более в цене штучные, практически индивидуальные специалисты. Каковых, к примеру, готовит Академия управления при Президенте Беларуси. Первый проректор вуза Александр Ивановский рассказывает, что сюда зачастую приходят уже зрелые люди, руководители, желающие получить второе высшее образование и готовые заплатить за новые знания существенную сумму. Это при том, что более 80 процентов руководителей предприятий имеют естественно–техническое первое образование. Еще более явственно выбивается из общего ряда профессиональный профиль IT–специалистов, работающих в многочисленных фирмах–резидентах минского Парка высоких технологий. В отличие от российских коллег, завязанных в основном на внутренний рынок, белорусские программисты работают и на США, и на Западную Европу. А у каждого рынка — своя специфика. Соответственно меняются требования и к квалификации кадров. Заместитель директора Парка Александр Мартинкевич убежден:

— Наши услуги не считаются самыми дешевыми. После того, как на мировой рынок программирования массово выйдут китайские фирмы, мы не сможем конкурировать с ними по цене. Только — благодаря качеству. Это значит, благодаря высокой квалификации кадров. И они должны быть подготовлены по специальным профессиональным стандартам.

Как видим, многие реплики на семинаре прозвучали достаточно дискуссионно. Вплоть до того, что профессиональный стандарт не может быть основой образовательного. Действительно, кадровые запросы экономики, науки, сферы культуры в Беларуси и России весьма разнообразны, соответственно меняются и требования к профессиональной квалификации. Этот вопрос имеет прямое отношение к союзной интеграции, ведь подходы и нормативы в этой сфере должны быть одинаково признаны и в Беларуси, и в России. Вполне возможно, эта тема станет предметом обсуждения на очередном Форуме регионов Беларуси и России, который предполагается посвятить социальной политике Союзного государства.


Досье «СОЮЗа»


В России сегодня насчитывается более 1600 профессий.

Около 750 из них требуют среднего специального образования.

Более половины профессий нуждаются в изменении профессиональных требований. Более 12 процентов профессий появились в результате применения новых технологий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter