Работа в кино очень похожа на безработицу

В прошлом году СМИ мира обошла скандальная информация - статисты фильма "Планета обезьян" подали иск на создателей картины, заявив, что те якобы сознательно причинили ущерб их здоровью, не предупредив об использовании вредных веществ во время съемок бури в пустыне.
В прошлом году СМИ мира обошла скандальная информация - статисты фильма "Планета обезьян" подали иск на создателей картины, заявив, что те якобы сознательно причинили ущерб их здоровью, не предупредив об использовании вредных веществ во время съемок бури в пустыне. Ну, Америка - дело известное, там национальное развлечение такое - обращаться в суд по любому поводу. А вот чтобы "толерантная" белорусская массовка взбунтовалась - такого я, признаться, не ожидала.

За последние два года статисты "Беларусьфильма" приобрели завидную репутацию стабильного, работоспособного коллектива. Во многом это произошло благодаря новому бригадиру массовки Елене Рудневой, которой за сравнительно недолгий срок удалось собрать картотеку из трех с лишним тысяч "типажей" и создать среди своих подопечных такую атмосферу, что впервые за историю киностудии ее статисты стали даже... заключать браки между собой. Как говорится, ничто не предвещало... И вдруг в редакцию "СБ" обращаются несколько участников массовки, заявляя, что "с ними абсолютно не считаются", принуждают работать в невыносимых условиях, платят гроши и питанием за 12-часовую рабочую смену не обеспечивают. Дескать, "официально мы не существуем, поэтому поступают с нами, как хотят. Доколе терпеть?" - возмущались статисты, угрожая, что следующим их шагом будет открытое письмо директору "Беларусьфильма", а потом - и Президенту.

Выход, в том числе из сложной ситуации, всегда там же, где и вход. С моей точки зрения, для начала искателям справедливости следовало бы обратиться в администрацию "Беларусьфильма", а уж после - в газету: если бы не удалось ничего решить. Но выяснилось, что собрать такое количество подписей своих коллег, чтобы затеряться среди них и не подставить себя под удар, обиженным статистам пока не удалось. Понятно - люди могут лишиться работы. И на киностудию отправилась я.

Киностудия обвинения приняла, но виноватой себя не признала. Да, массовка при "Беларусьфильме" существует внештатно, но такая же ситуация и в России. Да, статистам приходится участвовать в съемках и в мороз, и в "пожар", но они, как правило, знают об этом заранее и вправе отказаться. Обедами не кормят, но бригадир массовки, приглашая сниматься, обязательно предупредит о необходимости взять с собой питание. И хотя белорусские и московские режиссеры безо всякой иронии называют нашу массовку "профессиональной", ясно, что это занятие никак нельзя считать профессией, а потому не стоит рассчитывать жить на деньги, заработанные редкими съемками. Хотя средний заработок статиста 8 - 10 тысяч рублей в день, редкое везение, когда такой актер востребован хотя бы дней 10 подряд. Поэтому конкуренция среди массовки колоссальная. И возмущаться чем-либо многим статистам попросту не приходит в голову. Чуть позже, пытаясь выяснить "общее мнение", я наугад опросила по телефону полтора десятка актеров массовых сцен и поняла - "открытое письмо" не будет написано никогда по причине нежелания абсолютного большинства. Нет его - массового недовольства массовки. И все же недаром говорится, что дыма без огня не бывает.

- Некоторые московские продюсеры, пользуясь услугами "Беларусьфильма", не всегда порядочны по отношению к нам, - посетовала начальник актерского отдела киностудии Валентина Белько. - Но пока мы не можем добиться, чтобы договоры, заключаемые киностудией с заказчиками, предусматривали запись, что уровень оплаты актеров, в том числе и массовки, должен быть не ниже определенной суммы. Да, закона о кино у нас нет, поэтому кое-кто полагает, что с нами можно не считаться. Один московский продюсер года три назад заявил мне прямо: "Когда среди ваших актеров не будет тех, кто соглашается работать за меньшие деньги, чем российские артисты, я вынужден буду поднять планку их оплаты". Год назад по инициативе Гильдии киноактеров предпринималась попытка собрать всех наших актеров, чтобы обсудить эту тему. Их активность была очень невысокой...

Конечно, когда актеру нечего есть и он вынужден выбирать, получить небольшие деньги или не получить ничего, можно предвидеть заранее, как он поступит. И все же реальность сегодня такова, что наиболее эффективно разрешить эту проблему могут только они сами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter