Источник: Знамя юности
Знамя юности

Насколько уровень подготовки молодых специалистов и рабочих соответствует ожиданиям заказчика – разбираемся с экспертами

Работа с гарантией

Беларусь едва ли не единственная на постсоветском пространстве страна, сохранившая право студента на распределение, а значит, на гарантированное первое рабочее место после получения диплома. Большинство молодых людей осознают, что это хорошая социальная гарантия, и не относятся к процедуре распределения с негативом. А как настроены наниматели – предприятия и организации, предоставляющие рабочие места? Разбираемся, насколько уровень профессиональной подготовки молодых специалистов и рабочих соответствует ожиданиям заказчика.

Рисунок Анатолия Щеголева

В этом году выпускники бюджетной формы обучения в целом обеспечены заявками на трудоустройство. Особенная потребность в кадрах отмечается в сельском хозяйстве, медицине (на уровне высшего и среднего специального образования), IT, сфере передовых технологий (легкой промышленности, пищевой), приводит данные начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович:

– При этом ребят направляют не только на государственные предприятия. Заявки поступают и от частных организаций. Принципиальный момент заключается в другом: первоочередное право на выпускника имеет заказчик, который оформил заявку на специалиста и заключил договор о взаимодействии с учреждением образования. Затем рассматриваются другие организации – например, те, где студент проходил практику.

Сергей Касперович добавляет, что специалист с высшим образованием обладает фундаментальными знаниями, которые требуется просто направить в нужное русло: 

– Молодого специалиста нужно не доучивать, а адаптировать к конкретному рабочему месту для выполнения задач нанимателя. При­веду пример: по экономической специальности готовят по ряду предметных областей – банковские, финансовые знания, экономика предприятия, но молодой человек может прийти работать и на промышленное, и на сельскохозяйственное предприятие, и в госорганы, и в частную компанию. Понятно, что во всех этих направлениях есть своя специфика. Поэтому наниматель, который заботится о закреплении молодых специалистов, с первого дня должен заниматься их адаптацией под свои потребности. 

Созданная в нашей стране система профессиональной подготовки при качественном взаимодействии с предприятием способна в полной мере удовлетворить запросы нанимателя, резюмирует Сергей Касперович: 

– Заказчик имеет право корректировать содержание учебной программы, проводить практики, даже курсовые и дипломные работы могут выполняться по заказу нанимателя. Только в таком случае работодатель получает то, что ему нужно. Неслучайно в последнее время крупные компании все чаще сами стараются подыскать специалиста не из выпускников, а из числа студентов. Проводят совместно с вузами конкурсы, чтобы отобрать самых креативных ребят. Потом к себе трудоустраивают.

Нанимая специалиста без опыта работы, руководители предприятий, как правило, не тешатся иллюзиями по поводу навыков и знаний новичка и отдают себе отчет в том, что некоторое время его придется натаскивать, замечает член Республиканского совета работающей молодежи Алексей Родионов:

– Именно на это и нацелен институт наставничества, когда за молодым специалистом закрепляется куратор из числа более опытных сотрудников. Помню, как сам 12 лет назад окончил автомеханический колледж и пришел по распределению на «Белкоммунмаш», на котором тружусь по сей день: многому из того, что знаю и умею сейчас, обязан своему наставнику. 

Повысить качество подготовки специалистов и рабочих, по мнению Алексея Родионова, может увеличение часов, которые отводятся на практику:

– Двух недель или даже месяца недостаточно, чтобы студент основательно познакомился с производственным процессом. Да и куратор практики вряд ли доверит учащемуся самостоятельно выполнить операции на высокотехнологичном станке: чтобы с его устройством разобраться, нужно немало времени.

КСТАТИ

Принципиальным новшеством распределения в этом году станет то, что первоочередным правом на выбор места трудоустройства могут воспользоваться не только обладатели высокого балла и прочих заслуг, но и граждане, ранее прошедшие срочную военную службу и имеющие должный уровень успеваемости и рекомендации из воинских частей.

derzhanovich@sb.by

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Ох уж это распределение (здесь должен быть ехидный смайлик)! Каждый год оно наводит ужас на тысячи студентов (чувствуете, как мурашки пробежали по коже?). И каждый год одно и то же: хоть бы не в деревню, хоть бы поближе к маме. И каждый раз удивляюсь: ну не хочешь в деревню, хочешь поближе к маме – не вопрос. Есть два варианта: поступай на платное и получай свободный диплом либо работай на свое распределение с первого курса, чтобы к завершению обучения обошлось без сюрпризов и в твоих руках оказалась заветная заявка. А если получил образование за государственные средства – будь добр! Хотя сейчас и платники становятся в очередь за направлением. Но как обычно бывает (из опыта): студенты вспоминают о распределении на последнем курсе, более ответственный спохватится на предпоследнем, ну а единицы (самые продуманные в хорошем смысле слова) задумаются об этом уже после первой сессии. И будут правы. Потому что понимают: работодатель не должен и не будет за ними бегать, это их дело – обивать пороги и доказывать, что «я тот самый, без которого не обойтись». Первокурсники, не повторяйте ошибок старших братьев. 

Вообще странно, что большинство студентов, говоря о распределении, чаще всего думают исключительно о географии, об отдаленности от маминых драников. И о зарплате (соглашусь, важно). А как же гарантированное первое рабочее место, как же тот самый опыт, которого чаще всего не хватает при приеме на работу мечты и который в будущем поможет зара­ба­ты­вать больше? Сейчас вы, наверняка, подумали: интересно, а он отрабатывал рас­пределение, что так расхваливает? Огорчу: нет, учился на заочном. А потому ра­боту пришлось искать самому. И тут вы поду­мали снова: ну а чего тогда так легко рассуж­даешь о распределении, сидя в столи­це, а не в условных Мышковичах. Спешу огорчить еще раз: перед тем как устроиться в Минске, я два года работал в небольшом городском поселке в Г­омельской области. Уехал на втором курсе из родного Могилева (по собственному жела­нию) и не жалею. Почему? Во-первых, это тот самый опыт. В редакции я начал разбираться в этапах производства газеты, научился писать текс­ты, приобрел еще несколько полезных скиллов, так как основной моей обязан­ностью был выпуск радиопередач. Во-вторых, когда я решился пройти собеседование в «Знаменку», со мной были не только красивые глаза, но и множество пуб­ликаций, вышедших в районной газете. А это о-го-го какой плюс! Ну а в-третьих, не стоит разводить трагедию на ровном месте. Посмотрите на этот двухлетний период вашей жизни как на отличный шанс заявить о себе и возможность стать самостоятельнее. Мы же все так хотели скорее повзрос­леть! Или уже перехотелось? Это начало большого и долгого путешествия. Куда занесет, какой поворот выбрать потом – зависит от вас. Мало ли понравится, найдете, к примеру, вторую половинку в Мышковичах… И завертится. Да, в 22 все только начинается. З. Зависть (здесь должен быть грустный смайлик).

Всем молодым специалистам удачи и хороших коллег рядом. Как у меня! 

Николай МАЧЕКИН

machekin@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter