Источник: Знамя юности
Знамя юности

Нихао-блог. Первое рабочее место

Работа первая моя

И белорусские, и китайские выпускники после окончания учебного заведения встают перед вопросом поиска первого рабочего места. Кто-то знает, где он будет трудиться, еще на первом курсе, потому что выбирает в Беларуси бесплатное обучение и готов к распределению, а кто-то даже после получения престижного высшего образования вынужден устраиваться курьером. Каковы особенности системы по поиску работы в Беларуси и в Китае, где проще найти первое рабочее место и как помогают молодым специалистам? Об этом – в новом выпуске «Нихао-блога». 


Китай: госслужба считается очень престижной

Найти работу молодому человеку в Поднебесной непросто. По статистике, 25 процентов жителей этой страны в возрасте от 16 до 24 лет нетрудоустроенные. Белорус, живущий в Шанхае, востоковед Никита Савков, говорит, что это большая проблема:

– Причина этого кроется сразу в нескольких факторах, связанных с изменениями в китайской экономике. Тем не менее это ударяет и по обычным гражданам. Найти престижную, высокооплачиваемую работу молодым китайцам все сложнее.

При этом правительство, видя ситуацию на рынке труда, пытается поддерживать начинания молодых. Никита Савков рассказывает об особых преференциях для молодых предпринимателей: 

– У них есть льготы на открытие своей кофейни или, к примеру, кафе. Таким образом стимулируется развитие малого предпринимательства. 

В Китае огромное количество сервисов по поиску работы. Местные жители активно ими пользуются. При этом отправляют резюме даже на позиции, на которые они знают, что не пройдут. К примеру, в объявлении указано обязательное условие – хорошее владение английским, а китаец отправит резюме, даже если не силен в нем:

– Он подумает: а что, если у других уровень окажется еще хуже? Или решит, что на месте разберется, что к чему. 

Поэтому, заключает Никита Савков, резюме по Китаю путешествует очень много и специалистам по подбору персонала работать довольно сложно: 

– Ведь нужно это все отсеять, многие люди лукавят. Но в целом, так как желающих найти работу много, действительно хорошее место можно получить только через рекомендации. Такие позиции даже не выставляются в общий доступ, а сразу запускается поиск через знакомых. 

Раньше молодые люди в Китае стремились попасть в большие, как правило, зарубежные корпорации. Сегодня чаще мечтают о вакансиях в государственных учреждениях, говорит Никита Савков: 

– Пришло понимание, что частный бизнес – это ненадежно. Работа на государственной службе считается очень престижной. Там не самые высокие зарплаты, зато обеспечен карьерный рост, расширяется социальный пакет. Популярной также стала профессия учителя в школе.

Во время учебы молодые люди, как и в Беларуси, проходят практику. Но распределения в Китае нет, поскольку все высшее образование предоставляется исключительно на платной основе. Однако, рассказывает востоковед, в последние годы университеты в Поднебесной стали оценивать в том числе и по количеству трудоустроенных студентов: если безработных после выпуска много – это плохо влияет на рейтинг вуза. В результате появилась система трехсторонних договоров, которые в обязательном порядке заключаются между студентом, вузом и работодателем, после которого специалисту выдается диплом. Это необязательная, но поощряемая практика. 

В целом, отмечает Никита Савков, китайскому выпускнику непросто найти работу. Из-за этого многие уезжают, чтобы продолжать учебу за рубежом, другие ищут место в Китае, но далеко от дома.

Беларусь: наш диплом ценится в Поднебесной 

Сын китаянки Чжан Ин несколько лет назад окончил белорусский университет. Он хорошо знает специфику поиска первого рабочего места в нашей стране. Лео учился в Минском государственном лингвистическом университете. Чжан Ин рассказывает, что молодой человек еще во время учебы прилагал много усилий для того, чтобы найти подработку, в результате нашел вакансию переводчика по своей специализации: 

– Он еще студентом работал с официальными делегациями. За это время обзавелся знакомыми. И когда учеба закончилась, директор одного из предприятий предложил устроиться к ним. 

Лео, будучи гражданином Беларуси, приложил усилия для того, чтобы обеспечить свое ближайшее будущее. В Китае, уверена Чжан Ин, с этим ему было бы сложнее: 

– Еще 30 лет назад, когда я оканчивала вуз в Пекине, нам говорили: если ты будешь хорошо учиться, работа сама к тебе придет. Но мы уже знали, что нам самим придется потом искать место. Точно так же рассуждали и те, кто был старше нас.

Чжан Ин призывает родителей думать о будущем своих детей: 

– Я придерживаюсь мысли, которую как-то высказал министр образования Беларуси Андрей Иванец. Родители, думая о том, где и как будет учиться их ребенок, должны думать не о том, какой вуз выбрать, а где он будет после работать.

Китаянка обращает внимание на тот факт, что в Беларуси достаточно много студентов из Поднебесной. А еще, уверена Чжан Ин, белорусским выпускникам вузов не хватает практики: 

– У меня был опыт взаимодействия с молодыми специалистами. В свою маленькую компанию я пригласила на работу девушку, отличницу. Я знала, что она любила и любит учиться. Как раз то, что мне надо. Но отличники тоже бывают разные. 

Оказалось, девушка, хоть и хороший переводчик, но не осознала особенности китайских традиций и обычаев. И переводила… слишком тихо. 

– Китайцы всегда говорят громко. Потому что у нас много людей, чтобы донести мысль, надо повышать голос. А она говорила тихо. Конечно, бизнесмены, чиновники, будучи людьми вежливыми, старались вслушиваться. Я говорила с ней об этом. Но для нее разговаривать громче было уже неприлично. 

Чжан Ин уверена, что студентам нужно больше практиковаться, чтобы знать о том, что представляет собой их профессия, не только по учебнику.

isaenok@sb.by

Фото Ильи Шведко и из личного архива Никиты Савкова

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter