Ребенку тяжело дается чтение, когда причина — дислексия

Работа над ошибками


Представьте, что вы открыли книгу, но с трудом понимаете, что там написано. Непонятные символы мельтешат перед глазами и никак не складываются в слова, а тут еще одноклассники то и дело подтрунивают: обидно до слез. Зачастую именно так чувствуют себя дети с дислексией — сниженной способностью к овладению чтением, а может быть, в этом примере вы узнали себя? Как понять, что ребенок — дислексик, и что с этим делать, объясняет логопед Марина Юрлевич‑Марочкина.

Нарушение? Особенность

Термин «дислексия» сегодня встречается все чаще и в большинстве случаев носит немного пугающий характер. Цифры ВОЗ говорят сами за себя: от 17 до 20 процентов населения Земли живет с этой особенностью. По сути, мозг ребенка с дислексией обрабатывает прочитанное как бы с ошибками, затрудняя распознавание и интерпретацию слов. Как результат — плохая успеваемость в школе и десоциализация в среде сверстников.

— Чтобы заподозрить дислексию, родителям стоит обратить внимание на проблемы с развитием речи: есть ли нарушения в произношении и трудности в различении звуков. Может, ребенок медленно накапливает словарный запас или у него много речевых ошибок, — предупреждает логопед. — Кроме того, важно развитие так называемой произвольной регуляции: обратите внимание, насколько малыш усидчив, внимателен, тяжело ли ему следовать инструкциям при выполнении заданий. Должны насторожить и зрительно-пространственные трудности, когда ребенок не различает право и лево, плохо ориентируется в играх типа тетриса и лего.

Причины дислексии пока окончательно не выявлены. Однако большинство исследователей в числе главных называет особую структуру мозга и генетику. Расстройство может быть связано и с обстоятельствами появления ребенка на свет, а также особенностями среды, в которой он воспитывается.

Кстати, несколько лет назад британскими учеными была найдена группа генов, отвечающая за развитие этой патологии. Они сделали вывод, что такая особенность передается по наследству и имеет несколько степеней тяжести. Более того, дислексическими нарушениями в той или иной степени может страдать каждый пятый взрослый в мире.

С возрастом проблема нивелируется, но это происходит, скорее, из-за психологического фактора: дети все больше уделяют внимание оценкам и успеваемости, сравнивая себя с одноклассниками, а у взрослых появляется возможность читать в удобном для себя темпе, не задаваясь вопросом, как на это отреагируют окружающие.

Путь к успеху

И все же неправильно говорить о дислексии как о болезни. Дислексик согласно одной из современных теорий обладает особым восприятием мира. Исследование ученых Университета Техаса и вовсе показало, что около 30 процентов успешных бизнесменов, принявших участие в опросе, имеет подобное расстройство. Кстати, в список мировых знаменитостей с таким «диагнозом» входят Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, голливудские актеры Киану Ривз и Том Круз. Едва ли кто из нас скажет, что эти люди недостаточно успешны.

Специалисты считают, что особенность дислексии — в неправильном распознавании различных знаков и символов, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности.

Помимо того что ребята с дислексией обычно читают медленнее других, делают много ошибок в тексте, у них также могут присутствовать и стилистические ошибки. Отчасти это происходит из-за снижения концентрации внимания в процессе чтения. Заметить это можно уже в начальных классах школы: учителя сообщают родителям, что малыш отстает от сверстников.

И все-таки, чтобы со стопроцентной вероятностью говорить о нарушении, без консультации логопеда не обойтись. Только он владеет необходимыми методиками, которые помогут улучшить показатели в учебе.

Еще одна важная составляющая, о которой часто забывают родители, — психологическая. Из-за нарушения ребенок ни в коем случае не должен чувствовать себя ущербным, дефективным, плохим. Некоторые специалисты отличают таких ребят по одному только колючему поведению, а потому советуют родителям не упускать важный момент: маленький дислексик нуждается в защите и принятии себя таким, какой он есть.

Фото  pixabay.com

Чем помочь

— Если говорить о помощи при дислексии в тех случаях, когда ребенок клинически здоров, отлично зарекомендовал себя метод Дейвиса — это один из самых эффективных инструментов коррекции, — рассказывает Марина Юрлевич-Марочкина. — Суть метода — в понимании восприятия и видения мира дислексика изнутри. Он основан на особом подходе к обучению детей и взрослых и имеет высокую результативность.

Так, американский исследователь считает, что мышление большинства людей вербальное, основано на словах, а дислексики мыслят визуализированно, то есть образами. Упражнения по методике Дейвиса направлены на блокировку проявления дезориентации или отсутствия внимания. Цель — устранение неправильного восприятия букв, контроль представлений о них, а также выявление причин неверного толкования.

По мнению Рональда Дейвиса, дислексик воспринимает только трехмерный образ, в то время как книжные символы двухмерны. Из-за этого ребенок испытывает трудности при чтении, и стандартное обучение с применением учебников и бумажных пособий для него не работает.

— В любом случае вылечить дислексию раз и навсегда не получится, как бы того ни хотелось родителям. Только скорректировать, то есть дать ребенку инструменты, облегчающие обучение, — объясняет Марина Юрлевич-Марочкина. — Очень важно уделять проблеме достаточное внимание в семье, а опытный логопед научит чадо тем способам овладения информацией, которые подходят именно ему.

ДИСЛЕКСИЯ И ОДАРЕННОСТЬ

Бытует мнение, что дислексия — косвенное проявление одаренности. По мнению ряда ученых, наш мозг может компенсировать недостаточное развитие одной способности выдающимся развитием другой.

В 2010 году ученые из ­Мидл­секского университета провели эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть связь этого нарушения и редких талантов. Тест сводился к анализу визуального восприятия и восприятия трехмерного пространства. В итоге выяснилось, что дислексики успешнее запоминают мелкие детали изображений и лучше воспроизводят разноцветные рисунки по памяти. Опираясь на полученный результат, ученые предположили, что феноменальные художественные способности Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо могли быть связаны с их дислексией.
Среди ученых есть мнение, что мышление большинства людей вербальное, основано на словах, а дислексики мыслят визуализированно, то есть образами.
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК — ДИСЛЕКСИК

Фото Ольги Пак.

• При подготовке домашнего задания помогите ребенку разбить большое упражнение на несколько маленьких, чтобы он выполнял его не в один прием, а с перерывом для отдыха.

• Такие дети хорошо воспринимают устную речь, поэтому помочь им в усвоении нового материала могут родители, читая заданное на дом вслух.

• Попросите ребенка угадать буквы, которые вы пишете у него на спине или ладони, предложите ощупать пластмассовые, вылепленные из пластилина, вырезанные из наждачной бумаги.

• Дислексику полезны занятия, развивающие мелкую моторику и активизирующие работу разных участков мозга: рисование, вырезание из бумаги, создание аппликаций из круп (фасоль, горох, скорлупа орехов), выкладывание узоров из мозаики, спичек, лепка.

• Следите за тем, чтобы малыш соблюдал режим дня, особенно важно, чтобы он в одно и то же время ложился спать и просыпался.

• Старайтесь, чтобы интеллектуальные и речевые нагрузки чередовались с физическими и подвижными играми; почаще гуляйте — в это время мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность.

nev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter