Источник: Знамя юности
Знамя юности

Большой педсовет: что думают белорусы о проблемах в образовании?

Работа над ошибками

Новые учебники, отмена бумаготворчества для учителей, комплектование школьных классов и групп в детских садах – это, пожалуй, самые обсуждаемые вопросы накануне 1 сентября. А какие проблемы в образовании озвучил на Республиканском педсовете Президент?


О научных кадрах

«Не надо закрывать глаза на проблему естественного старения профессорско-преподавательского состава».

Олег Слука, председатель совета по защите диссертаций при БГУ, доктор исторических наук, профессор:

– Мы говорим о нехватке молодых талантливых ученых на кафедрах университетов уже лет 15, если не больше, но до сих пор ничего не меняем в системе их подготовки. Как руководитель совета по защите диссертаций со стажем 25 лет, знаю, что в некоторых региональных вузах даже заведующие кафедрами не имеют ученых степеней. Назрела необходимость разработки государственной программы подготовки кадров высшей квалификации, которая включала бы организационные, правовые и финансовые меры. Не менее важно усовершенствовать научную экспертизу диссертаций и разрешить советам по защите кандидатских при университетах принимать окончательное решение о присвоении ученой степени кандидата наук с выдачей диплома. (Сейчас это может делать только Высшая аттестационная комиссия. – Прим. «ЗН»). И, конечно, не последнее значение имеет финансовая сторона. Зарплата профессора остается скромной и не дотягивает до средней по Минску. Сегодня в ведущих университетах страны есть первоклассный профессорско-преподавательский состав, сформированный еще в советское время, а молодых ученых крайне мало. Очевидно, что одними разговорами молодежь в науку не привлечешь, настало время переходить от слов к делу. Ведь если мы не справимся с этой задачей, то не сможем реализовать инновационные проекты экономического развития государства.

О молодых специалистах

«Сегодня нам предстоит решить еще одну задачу – укомплектовать детские сады квалифицированными специалистами. Направляя молодых специалистов, нужно сделать все, чтобы, отработав по распределению, они захотели там остаться».

Инна Лучковская, воспитатель яслей-сада № 423 Минска:

– Работаю воспитателем уже 20 лет. Нынешние времена для моей сферы деятельности очень сложные. Если в 1990-е, когда я только начинала помощником воспитателя, в ясельной группе было максимум 15 человек, то сейчас в некоторых районах Минска набирают по 35 – 40 малышей. Нет ничего странного в том, что молодежь не стремится выполнять тяжелую и ответственную работу за скромную зарплату. Очень хорошо, что Президент обратил внимание на проблему нехватки молодых воспитателей в детсадах, ведь, как показывает мой опыт, у выпускников профильных учебных заведений, пришедших к нам по распределению, блестящая подготовка, и они замечательно управляются с воспитанниками. Однако задерживаются в детсадах ненадолго.

О влиянии интернета

«В современной информационной среде растет так называемое поколение сети. Для молодых людей интернет – это среда обитания… Без интернета многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение».

Карина Серова, студентка Полоцкого государственного университета:

– Поколение 2000-х действительно зачастую злоупотребляет соцсетями, виртуальными играми, чатами. Но давайте не будем забывать, что интернет – это еще огромное образовательное пространство, доступ к достижениям мировой культуры и искусства, а также возможность общаться со сверстниками по всему миру. Целый год я усиленно готовилась к ЦТ и штудировала учебники, но не всегда находила в них ответы на вопросы. Именно Google помог мне решить часть задач по химии. А еще буквально месяц назад благодаря тому, что ход вступительной кампании можно было контролировать по интернету, сделала правильный выбор и попала на бюджет. Не думаю, что всемирная паутина – это тотальное зло. У меня нет друзей, «залипающих» в сети на сутки. И все же стоит признать: если бы на день пропал интернет, я бы нисколько не огорчилась и провела бы время отлично, гуляя в парке с собакой и встречаясь с виртуальными друзьями в реальности.

О двуязычии

«Давайте будем богатыми людьми. Пусть у нас будет два родных языка: русский и белорусский».

Юлія Пячонкіна, мама першакласніка, Віцебск:

– Беларуская мова – мая родная, таму з сынам Уладзіславам, які заўтра пойдзе ў першы клас, размаўляла па-беларуску з першых дзён жыцця. Сын добра разумее мяне, і, калі ў краме я прапаную яму купіць кавун, ён не здзівіцца. Ні ў якім разе не супрацьпастаўляю рускую і беларускую мовы, яны абедзве – наша гісторыя і наш здабытак. Згодна, што вывучэнне дзвюх дзяржаўных моў у школе – гэта дадатковая нагрузка на дзяцей, але без яе нам не абысціся. Вывучаючы рускую и беларускую, школьнікі збіраюць мазаiку ведаў, якой будуць карыстацца на працягу ўсяго жыцця, таму маладым бацькам раю пачынаць прывіваць любоў да абедзвюх моў яшчэ з калыскі.

О моде на репетиторов

«Дошло до того, что услугами репетитора пользуются даже в начальной школе, не говоря о подготовке к поступлению в вузы».

Макар Шнип, директор лицея БГУ:

– Родителей всех учеников мы настраиваем на то, что ресурсов лицея достаточно для успешной сдачи ЦТ. Кроме углубленного изучения предметов на уроках, ребята занимаются на профильных факультативах и самостоятельно. Наши лицеисты – старательная, мотивированная молодежь, способная подготовиться к тестированию, обучаясь лишь у лицейских преподавателей. Однако сегодня существует мода на репетиторов: вероятно, из-за чрезмерного волнения перед поступлением родители иногда нанимают выпускнику частного педагога.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter