Работа над ошибками

Учебный год близится к завершению, и это не новость.
Учебный год близится к завершению, и это не новость. Как не новость и решение главного образовательного ведомства провести "мониторинг качества среднего образования в Беларуси". Об этом говорил министр образования Петр Бригадин на прошедшем недавно республиканском совещании с традиционным названием "Общее образование: состояние, проблемы и перспективы развития".

Чтобы было понятно, о чем речь, приведу цитату из выступления Петра Бригадина: "Повышение качества образования предполагает качество условий, качество процесса и качество результата". Сразу, наверное, нужно сказать, что почти все виды перечисленных "качеств" часто оставляют желать лучшего.

В чем же состоят основные проблемы белорусской школы образца 2003 года? Чисто внешне они весьма разнообразны: от необходимости унификации системы в масштабе европейских требований (это дело не одного дня) до организации подвоза сельских малышей в детские сады и школы (эта проблема многим кажется вообще неразрешимой). Об этом говорили руководители районных отделов образования на столь представительном педагогическом форуме. Говорили и о вечной проблеме нехватки методического материала, о компьютерных классах, которых мало, о привлечении внимания общественности к школьным делам и недостаточной подготовленности выпускников педагогических вузов. Все эти проблемы (которые, собственно, и портят картину успеваемости работникам общеобразовательной школы) сводятся в основном к финансам.

Вообще на совещании выступали в основном скучно, общо и вяло. Министр, пытаясь расшевелить аудиторию и призвать ее поучаствовать в прениях, даже пошутил: "Если никто сам не выйдет на трибуну, буду вызывать!" После нескольких скромных выступлений "вызванных" министром участников совещания вышел руководитель Каменецкого РОО, который, наконец, заговорил о конкретном. Как выяснилось, на местах директивы высокого руководства порой просто нельзя выполнить, поскольку не разработана нормативная база. В качестве примера он привел законодательно закрепленное требование осуществить 100-процентную подготовку пятилеток к школе. Поскольку в сельской местности повсеместно закрываются дошкольные учреждения, в качестве альтернативы верхами предложена организация системы детских садов на дому. Однако штатного расписания и прочей необходимой документации пока просто не существует. На каком основании и на какие средства на местах будут все это организовывать, и кто, по каким тарифам оплатит труд педагогов, работающих на дому, какие это будут суммы, кто организует детям питание, за чей счет, а также кто и на чем станет возить малышей в эти виртуальные пока сады на дому, абсолютно не решено. Реплика чиновника из Каменца повисла в воздухе, но, возможно, кто-то и взял это далеко не частное мнение "на карандаш". Ведь, как правило, сколько бы мы ни анализировали и сколько бы ни были обеспокоены, многие наши новаторства не проходят из-за банального отсутствия средств. А раз так, не лучше ли было обсудить все заранее, чтобы на подобного рода почтенных собраниях выступать с конкретными предложениями: каким образом хотя бы некоторые проблемы устранить.

Все-таки неплохо "исследование качества образования", о котором сказал министр, действительно провести c пользой. Только это не должно превратиться в тотальную проверку школ, лицеев и гимназий на несоответствие. Само слово "мониторинг" не содержит в своем значении ничего угрожающего, а звучит скорее обнадеживающе (ремарка должна успокоить учителей, завучей и директоров школ). Однако следует все же заметить, что вооружиться конкретными фактами разного рода "несоответствий" им тоже было бы неплохо. Неплохо быть во всеоружии, если наверху займутся работой над ошибками.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter