Работа на завтра

В Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета Министров Союзного государства

Беларусь и Россия доработают миграционное законодательство, чтобы исключить приезд нежелательных лиц из третьих стран. Но для граждан Союзного государства границ быть не может, поэтому Москва с 1 июля признает белорусские национальные водительские права равноправными с российскими.

Заседание Совмина проходило в преддверии 25-летия установления дипломатических отношений между Москвой и Минском
Фото: Сергей КУКСИН

На прошлой неделе на южном берегу Финского залива встретились правительства России и Беларуси - в Константиновском дворце Стрельны состоялось заседание Совета Министров Союзного государства. Стороны обсудили беспокоящие их вопросы и возможные дальнейшие шаги для развития двустороннего взаимовыгодного сотрудничества, насчитывающего уже четверть века. В работе Совмина принял участие Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков обратил внимание, что заседание проходит в преддверии 25-летия с момента установления дипломатических отношений между Москвой и Минском. "За эти годы нам удалось достичь серьезных результатов, напрямую влияющих на жизнь граждан наших государств, - констатировал он. - Самыми основными завоеваниями в этом плане считаю сохранение и развитие кооперационных связей в экономической сфере и обеспечение равных прав граждан на территории наших государств". Впрочем, как показала очередная встреча, для сохранения этих завоеваний все еще приходится принимать точечные решения, демонстрируя взаимное понимание тревог партнера по Союзному государству.

Год пока радует


- Мы в целом довольны тем, как начался этот год. Торгово-экономическое сотрудничество демонстрирует неплохие темпы, - заявил глава правительства России Дмитрий Медведев, выйдя с коллегой к журналистам для подведения итогов заседания.

Если сравнивать с показателями последних лет, это можно считать хорошим сигналом. В прошлом году товарооборот между Беларусью и Россией снизился до 26,1 млрд долларов. Для сравнения: по итогам 2012 года стороны зафиксировали 44 млрд долларов взаимной торговли.

Отрицательный тренд прошлого года заставил правительства заняться разработкой экономических мер для разворота сотрудничества к росту. Результаты проявились уже в первом квартале текущего года: в сравнении с аналогичным периодом 2016 года товарооборот вырос более чем на четверть, достигнув 9,5 млрд долларов. "Мы прибавили в физических объемах экспорта и импорта и, что особенно важно, увеличили в структуре торговли удельный вес продукции машиностроения, химической промышленности, изделий из металлов, продовольственных товаров, сельскохозяйственного сырья", - пояснил российский премьер.

Дальнейшее развитие торговых связей связывают с поощрением промышленной кооперации, стимулированием инвестиций, созданием условий для равного доступа на рынки друг друга. "То есть, по сути, твердо следовать намеченным планам работы в рамках Союзного государства и Евразийского союза", - заметил Дмитрий Медведев.

Целью же определено производство высокотехнологичной, инновационной продукции из своих комплектующих и материалов и способной конкурировать на мировом рынке.

Встреча в Стрельне отличалась тем, что делегации могли уделить больше времени другим вопросам, кроме энергетических
Фото: Сергей КУКСИН

Свобода от барьеров


Надежды стороны возлагают именно на взаимодействие в сфере машиностроения. Кооперацией в этом секторе, подчеркнули премьеры, они довольны: в прошлом году доля машин, оборудования, транспортных средств составила пятую часть товарооборота. "Вместе с тем есть и проблемы с доступом продукции на рынок. На практике пока не применяются единые критерии признания промышленной продукции. Остающиеся ограничения нужно снимать и таким образом обеспечивать производителям большую свободу", - сказал российский премьер. Свои намерения правительства закрепили в постановлении Совмина "О сохранении потенциала машиностроительного комплекса Союзного государства".

Большую свободу хотели бы получить белорусские предприятия при поставках в Россию сельскохозяйственной продукции.

Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков не сомневается, что стороны могли бы эффективнее и быстрее решать возникающие вопросы, но пока что, признает он, по линии взаимодействия в сельскохозяйственной сфере страны находятся еще в начале пути. "В этой связи мы возлагаем определенные надежды на работу группы "Лабораторный контроль" для оперативной проработки вопросов по выявлению несоответствия санитарным нормам продукции животного происхождения, поступающей из Беларуси в Россию. Налажен обмен оперативной информацией по линии санитарных служб", - сказал глава белорусского Правительства. Положительных примеров такого взаимодействия в прошлом было достаточно: получилось урегулировать проблемные вопросы при обращении лекарственных средств, отменить административные и прочие ограничения по допуску российских и белорусских предприятий на строительный рынок стран.

- И, конечно, нужно активнее бороться с "серыми поставками" на продовольственный рынок нашего Союзного государства, - добавил глава российского кабинета министров.

Напряженная работа не затихала на союзном Совмине и в перерывах
Фото: Сергей КУКСИН

Союз без границ


Санкционное противостояние с Западом стало проверкой границ Союзного государства не только по продовольственной линии. По инициативе российской стороны государства займутся обсуждением вопросов миграционной политики, где, как выразился председатель правительства России, "нужно выходить на более высокие формы взаимодействия". "Лица из третьих стран - процедуры их въезда и пребывания в Союзном государстве требуют, конечно, иной степени контроля, что и предстоит дополнительно проработать", - заявил Медведев.

Ранее Беларусь приняла решение ввести безвизовый въезд на срок до пяти дней для граждан 80 стран. Реакция Москвы не заставила себя ждать - пассажиры прибывающих из Беларуси авиарейсов были переведены на пограничный контроль. Это обосновано тем, что из ряда таких "безвизовых" государств на территорию Союзного государства, а потом и в Россию, могут попадать нежелательные для Москвы лица.

- Это не шаг по восстановлению границы, - заверил председатель правительства России по итогам переговоров. - Союзное гражданство и переезд между двумя странами остаются свободными в рамках тех решений, которые были приняты.

Как в новых условиях вести контроль прибывающих в Союзное государство иностранцев, совместно решат ведомства двух стран. А для граждан России и Беларуси законодательно ничего не меняется. "Это касается и проблемы чартеров, передвижение которых будет осуществляться в упрощенном порядке, - пообещал Дмитрий Медведев. - Там схема выработана по линии погранслужб и других ведомств, принимавших в этом участие".

"Белорусская сторона не считает, что акты, принятые в начале года (по въезду в Республику Беларусь граждан из 80 стран без виз), заметно ухудшили ситуацию с пересечением белорусско-российской границы", - подчеркнул в свою очередь Андрей Кобяков. Иностранцы, прибывающие по безвизовому режиму, всего лишь не платят за визу, но все остальные виды контроля, включая проверку по спискам нежелательных для России лиц, проходят.

Но в Минске с пониманием относятся к озабоченностям Москвы, готовы обсуждать миграционные вопросы и принимать дополнительные меры. Их зафиксировали в постановлении Совета Министров "О плане мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2017-2020 годы".

Москва же с аналогичным пониманием подошла к проблемам белорусских водителей, чьи национальные водительские удостоверения в один день стали недействительны для работы в России. С 1 июня в России вступил в силу запрет на работу профессиональными водителями лицам с иностранными правами. Естественно, что белорусская делегация не могла не поднять этот вопрос на переговорах.

Решение было найдено. Дмитрий Медведев объявил, что с 1 июля текущего года белорусские права разрешены к использованию на территории Российской Федерации. Совет Министров выпустил соответствующее постановление "О признании национальных водительских удостоверений на территории Союзного государства".

Газ в рабочем порядке


Российско-белорусская встреча в Стрельне отличалась от многих предыдущих тем, что делегации могли уделить больше времени другим вопросам, кроме энергетических, которые раньше, возможно, были сознательно отложены на второй план. Затянувшиеся споры по ценам на газ, по долгам за его поставки, по принципам сотрудничества в нефтяной отрасли удалось решить весной, не без непосредственного участия президентов.

Цены на газ, как известно, согласованы на текущий и следующие два года. До 1 июля 2019 года предстоит определить, какими будут цены до 2025 года. "О какой-либо фиксированной цене на газ никто не говорит, - сказал Андрей Кобяков, говоря о будущем энергетическом партнерстве. - Есть определенные принципы формирования цен на газ". Белорусская сторона рассчитывает, что с 2020 года цена начнет формироваться в российских рублях.

Не хотят в Минске получить какие-то преференции и минимальные цены на газ, подчеркнул глава белорусского Правительства. Здесь всего лишь надеются, что при запуске единого рынка газа цена на сырье для Беларуси будет близкой к ценам внутри России. Это станет реальным доказательством существования единого экономического пространства.

- Нам не нужна минимальная цена. Нам нужна цена, сопоставимая с ценой Российской Федерации, - заявил Андрей Кобяков.

- Мы точно против этого не возражаем, - обнадежил Дмитрий Медведев коллегу. - Давайте работать в этом направлении. Только делать это быстрее, чем мы решали некоторые другие проблемы, чтобы они не накапливались.

Водительские права: из истории вопроса


Одним из злободневных вопросов, которые обсуждались в Санкт-Петербурге на заседании Совета Министров Союзного государства, был вопрос о признании белорусских водительских удостоверений равноценными российским. Положительного решения от союзного Совмина ждали более одиннадцати тысяч белорусских водителей, работающих сегодня в России. И их надежды полностью оправдались.

Кстати, тему белорусских водителей газета "СОЮЗ. Беларусь - Россия" вела на протяжении нескольких последних месяцев. Так, в номере газеты от 27 апреля этой проблеме был посвящен материал "Не сталкивать на обочину".

Хотим напомнить, что злополучные поправки в российский закон, запрещающие брать на работу водителей с иностранными правами, были приняты в мае 2013 года. Они вступили в силу 1 июня 2017 года. Следует сказать, что нововведение не касается тех иностранцев, которые используют свой автомобиль только для личных поездок. А вот за допуск к работе водителей, не имеющих российских удостоверений, работодателей будут штрафовать на 50 тысяч российских рублей.

После принятия поправок в закон под действие указанной нормы подпали и граждане Беларуси, временно проживающие или временно пребывающие и работающие в России. Выходило так, что белорус, являющийся гражданином Союзного государства, должен был при устройстве на работу в России пройти медицинское освидетельствование в российской поликлинике и оформить справку о допуске к управлению транспортными средствами, сдать квалификационные экзамены - теоретический и два практических на право управления транспортными средствами и произвести обмен водительского удостоверения на российское.

Конечно же, сложившаяся ситуация вызвала озабоченность у белорусских граждан и у российских организаций - работодателей из Москвы, Смоленска и других регионов. В Постоянный комитет Союзного государства посыпались обращения белорусских водителей и их российских работодателей с просьбой обеспечить на деле равенство при осуществлении трудовой деятельности.

Постоянный комитет обратился в соответствующие министерства Российской Федерации с просьбой обеспечить нераспространение указанной нормы Федерального закона на граждан Беларуси. Что и произошло...

Григорий Рапота оценил итоги заседания Совета Министров как очень плодотворные.
Фото: Сергей КУКСИН

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Григорий Рапота, Государственный секретарь Союзного государства:

- Я бы обозначил несколько ключевых тем. Первая - визовые вопросы. Ничего экстраординарного я в них не вижу. Может быть какое-то напряжение, но его можно снять, создав четкий механизм пересечения границы нашими гражданами (речь идет не только об авиаперевозках, но и о железнодорожном транспорте). Сейчас этот вопрос прорабатывают миграционные ведомства, министерства внутренних и иностранных дел наших стран. Не сомневаюсь, что нам удастся создать комфортное правовое поле, которое позволит "отделить" граждан России и Республики Беларусь от лиц из других государств. Вторая тема - водительские удостоверения. Тут проблем еще меньше. На Совмине приняли решение вывести белорусских граждан из числа тех, чьи права относятся к так называемым международным. Думаю, эта мера позволит полностью снять вопрос. В целом прошедшее заседание Совета Министров Союзного государства я могу оценить как плодотворное. Обе стороны готовились к нему долгое время, чтобы принять взвешенные, обдуманные, грамотные решения. Для их выработки были привлечены эксперты из разных областей, от ученых до политиков.

Владимир Кузьмин

vkuzmin@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр, 58, Россия
Если бы у нашего президента и премьерабыло чувство ответственности за народ, то в каждом районном городке России были бы открыты фирменные магазины с великолепной белорусской продукцией. Но постоянно втыкаются палки в колеса, то мясо не то, то молоко.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости