В МАРТ рассказали о компенсационном механизме сдерживания цен на лекарства и работе с социально значимыми товарами

Работа на упреждение

Обеспеченность и стоимость лекарств – тема всегда чувствительная для потребителя. Поэтому на государственном уровне все тенденции на фармацевтическом рынке внимательно отслеживаются. Сейчас много шума в информационном поле происходит из-за отмены «нулевой» ставки НДС для лекарств: с этого года она составляет 10 процентов. Псевдоэксперты пугают людей грядущим подорожанием. Но не все так однозначно. В той же России «нулевой» ставки никогда и не было, а многие микстуры и пилюли стоили сопоставимо с ценами белорусского рынка и даже дешевле. Поэтому попытки полностью перекладывать фискальные расходы на потребителя не совсем справедливо и корректно со стороны участников рынка. О чем их неоднократно предупреждали МАРТ, Минздрав, которые внимательно следят за ценовой ситуацией. Об изменении цен на лекарства, методах ценового регулирования и нивелирования различных шоков для ценовой стабильности потребительского рынка «Р» поговорила с заместителем министра антимонопольного регулирования и торговли Андреем Картуном.

О ценах на лекарства

- В начале января мы запустили онлайн-анкету у себя на сайте, которой активно пользуются граждане, заполняют: если есть рост, отрабатываем эти факты, провели достаточно много мониторингов. Что увидели? В целом по рынку цены меняются только на размер НДС. Независимо от формы собственности субъекты рынка, аптеки гибко реагируют. Понятно, что есть чувствительные позиции и применяют определенные скидки, чтобы каким-то образом нивелировать рост цен. Удорожание импортных лекарственных средств происходит либо за счет влияния курса валют, либо на размер НДС. В совместных разъяснениях МАРТ и Минздрава мы указали, что цена формируется с учетом НДС, но все должны принять исчерпывающие меры по недопущению роста цен выше установленных параметров инфляции по социально значимым товарам – 4,9 процента. Это общий индикатив. У каждого препарата своя специфика. Напомню, что НДС введен не только на конечную цену, он еще введен на субстанцию. Мы разъяснили субъектам: нужно применять определенные скидки, начиная от потового звена и заканчивая розницей. А производителям в дальнейшем снижать затраты, чтобы нивелировать рост цен. Наиболее реальной мерой по снижению цен на лекарства могло бы стать возобновление механизма референтного ценообразования.

Под вирусным давлением

- Прошлый год прожили под знаком высокой волатильности и неопределенности на внешних рынках. Весной из-за закрытия границ пришлось столкнуться с серьезным дефицитом по некоторым группам товаров. Прежде всего – критического импорта. Особенно – бакалейной продукции. В частности – гречки. На нее возник ажиотажный спрос вследствие развития мировой пандемии короновируса. Он произошел на фоне ограничений экспорта этой крупы из России, как основного поставщика гречки в нашу страну. Тогда пришлось, фактически, в ручном режиме, совместно с торговыми сетями регулировать обеспечение внутреннего рынка гречкой. На высоком правительственном уровне отрабатывался вопрос восстановления поставок из России.


Резкие изменения спроса, предложения, разрывы логистических цепочек в начале прошлого года не могли не сказаться на ценах. Тогда было принято необходимое, но непопулярное решение – Постановление Правительства №184, согласно которому допускался рост отпускных цен не более, чем на 0,5 процента в месяц, либо по согласованию с соответствующей комиссией при Совмине. Другими словами, серьезное подорожание своей продукции производители и поставщики должны были обосновать. Постановление вызвало большой резонанс, действовало оно не более трех недель. Но документ сыграл свою роль, прежде всего психологически подействовав на участников рынка и сориентировав их на более аккуратные и социально ориентированные подходы в области ценообразования, что в определенной степени позволило сбить спекулятивный накал. Впоследствии Постановление №184 трансформировалось в более мягкое ценовое регулирование через Постановление МАРТ №30. Исходя из сложившейся ситуации, оптимизировали перечень социально значимых товаров, на которые государство имеет право вводить ценовое регулирование согласно договоренностям в рамках ЕАЭС. С учетом особенностей сложившейся на потребительском рынке ситуации в марте-апреле, перечень социально значимых товаров расширили до 30 позиций, товарами подверженными ажиотажному спросу. В частности, туалетную бумагу, спички, предметы личной гигиены и защиты, консервы, дезинфицирующие средства, средства защиты органов дыхания, молоко сухое, кофе, воду питьевую. Тогда использовали один из самых либеральных подходов ценового регулирования – ограничение рентабельности не выше 10 процентов для производителей и импортеров (для эффективных производителей – не выше показателя за январь-февраль 2020 года), а также регулировались предельные оптовые и торговые надбавки. Уровень рентабельности 10 процентов для кого-то казался слишком невысоким, но он выше, чем средние показатели по нашей экономики и уровень рентабельности крупных зарубежных компаний – производителей потребительских товаров.

В первом квартале этого года принято решение сохранить ценовое регулирование, но несколько изменить подходы. Указом утвержден прогноз социально-экономического развития страны. В нем введен новый показатель – индекс цен на социально-значимые товары – не выше 4,9 процентов. К ним относятся 72 товарные группы и позиции. Фактически, на них и при необходимости будем вводить ценовое регулирование. Но не на весь список, а в зависимости от складывающейся ситуации. Если будет возникать ажиотажный спрос или дефицит предложения, то будем вводить ограничительные инструменты. Пока принято решение сохранить существующее регулирование на первый квартал. Но никаких существенных изменений для участников рынка в начале года не произойдет. Сохраняется ограничение предельного уровня рентабельности по социально-значимой продукции для производителей, предельные оптовые и торговые надбавки для торговли. Единственно, изменяются подходы к формированию цен импортерам – предельную рентабельность заменяют предельными надбавками. Тогда все субъекты торговли будут сближены по хозяйствующим условиям.


Баланс желаний

- Ценовое регулирование – очень деликатный процесс, требует продуманных и взвешенных подходов, чтобы добиться поставленных целей – защиты потребителей от спекулятивных колебаний и необоснованного роста цен. Но при этом не должно создаваться перекосов и дисбалансов, которые бы делали невыгодным для производителей и поставщиков насыщение рынка товаром. Неадекватные регулятивные механизмы провоцируют дефицит, формирование теневого рынка и криминально-коррупционных схем. Конечно, не всем белорусским компаниям нравятся вводимые ограничительные меры, но, говоря объективно, в Беларуси используются весьма либеральные подходы. В некоторых странах, например, в Казахстане и Кыргызстане, не долго задумываясь, ввели предельные потребительские цены. Несомненно, в этих странах внутренний рынок отличается от белорусского и по ассортименту, и по ряду других ключевых характеристик, но такой жесткий подход представляется не всегда оправданным. По крайней мере, в наших условиях.

Необходимо понимать, что ценовое регулирование – краткосрочный механизм, который наиболее эффективен в краткосрочном периоде – как правило 1-2 квартала. Это время, за которое все шоки на рынке должны пройти, спекулятивные факторы исчезнуть, и тогда сохранение регулирования может приносить не положительный, а скорее отрицательный эффект. Если говорить о нашем опыте, то он показал – некоторые сегменты потребительского рынка не стоит регулировать. Антиинфляционный эффект это приносит минимальный, но создает серьезные проблемы для производителей. Например, туалетная бумага, спички, туалетное мыло, которые в прошлом году попали под регулирование, как товары потенциально повышенного спроса. Фундаментального влияния эти сегменты на индекс потребительских цен не оказывают. Но когда ввели регулятивные механизмы, стали поступать жалобы от белорусских производителей: сетям стало невыгодно брать на реализацию отечественную продукцию. Крупным розничным сетям стало выгоднее стать чистыми импортерами и самостоятельно завозить те же спички или мыло с любой «входящей» ценой. И тогда структура потребительского рынка смещается в сторону импорта. Или, например, маски и средства индивидуальной защиты. С началом пандемии на них резко повысился спрос, за которым не успевало предложение. Цены тогда резко выросли и пришлось ввести их регулирование. За завышение стоимости на эти товары некоторые поставщики и ретейлеры получили штрафы. Весьма серьезные. В кратковременном периоде меры ценового регулирования сыграли свою роль. Но сейчас в них необходимость отпала. Если в начале прошлого года в стране было всего несколько производителей масок, то сейчас их – около ста. Сейчас почти все предприятия легкой промышленности их шьют (и государственные, и частные). Подключились к производству ликвидной продукции даже районные комбинаты бытового обслуживания. Ажиотаж прошел, включились механизмы рыночного равновесия. В силу высокой конкуренции производители уже даже снижают отпускные цены на маски до 20 процентов. В течении прошлого года мы постоянно корректировали список товаров, к которым применялось ценовое регулирование, исключая позиции, в отношении которых отпадала необходимость применения регуляторных инструментов. Например, убрали регулирование тех же спичек и туалетной бумаги.


Между ценой и насыщенностью

- Один из минусов длительного ценового регулирования – изменение структуры рынка, создание различных перекосов. Реакция производителей, поставщиков и потребителей может быть разная. Производитель, чтобы компенсировать выпадающие доходы, может закладывать дополнительную маржинальность в товары, которые не подпадают под ценовое регулирование. Соответственно, они дорожают быстрее, если спред с регулируемыми ценами будет слишком большой, то с течением времени потребительский спрос существенно сместиться в сторону регулируемых позиций. А производители, в свою очередь, не будут наращивать их производство, ориентируясь на более выгодные для себя товары. От неправильного ценового регулирования могут страдать как производители, так и потребители. Разные ограничительные меры – очень тонкая материя. Например, бизнес удивляется: зачем регулировать цены на помидоры черри, коктейльные и другие? Они изначально достаточно дорогие, рассчитаны на определенный сегмент потребителя и социально-значимыми, по большому счету, не являются. Но опыт показывает: приходится либо регулировать определенную категорию, либо нет. А половинчатые решения не дают результатов, а только создают диспропорции. Например, в 2011 году вводили ценовое регулирование на молоко только 1,5-процентной жирности. В течение нескольких недель оно исчезло с магазинных полок. Производители либо снизили объемы производства этой продукции, либо прекратили вообще, переключившись на молоко другой жирности, которое являлось для них более маржинальными. Приходилось буквально в ручном режиме возвращать 1,5-процентное молоко на прилавки. Как только начинаем делить товарные позиции по каким-то узким критериям, то неминуемо складываются дисбалансы. По этой причине мы не регулируем цены, например, на одежду, хотя она занимает достаточно большой удельный вес в потребительской корзине и имеет одну из самых широких товарных номенклатур (артикулов). К тому же, этот рынок высококонкурентный, на нем присутствует продукция буквально со всего мира. Поэтому сегменты обуви и одежды как правило растут медленнее продовольственной группы – на 1-2 процента без учета курсовых корректировок. На продовольственном рынке ситуация несколько иная. Многие ключевые сегменты отличаются высокой консолидацией. Многие игроки в силу своих размеров могут влиять на цены на рынке. Особенно в сегментах с высокой долей товаров отечественного производства. Пример -- молочная и мясная продукция, которой страна обеспечивается почти на 100 процентов.

При введении ценового регулирования необходимо учитывать потенциальную возможность формирования инфляционных навесов. Ведь ценовые ограничения, в том числе, приводят к перераспределению маржинальности между сельскохозяйственными производителями, переработчиками и торговлей. Сейчас основную нагрузку сдерживания цен на продовольствие несут переработчики и ритейл. Динамика цен сельхозпроизводителей по итогам года в два раза выше по отдельным позициям, чем у производителей и в торговле. Перенос прибыли и маржинальности в сферу сельхозпроизводство, возможно, в какой-то степени оправдан. Но он может создавать инфляционные навесы, которые могут спровоцировать рост розничных цен и дисбалансы в будущем. Не надо забывать, что наша «пищевка» в большинстве своем – экспортоориентированная. И если производители попадают в «тиски», когда «сверху» давят ценовые ограничения, а «снизу» - рост цен на сырье, и на эти тренды накладывается еще благоприятная внешняя экспортная конъюнктура, тогда для отечественных компаний становятся более приоритетными поставки за рубеж, чем обеспечение внутреннего рынка. Результат – проблемы с товарным обеспечением внутреннего потребительского рынка и рост цен.


Об инфляции

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) фиксирует мировой рост цен на основные продовольственные товары. И прогнозирует их увеличение в будущем. В какой-то степени глобальные индексы продовольственных цен отражаются на контрактных ценах продукции для белорусского рынка. Плюс – достаточно существенные курсовые изменения, которые произошли в прошлом году. Надо понимать, что у многих отечественных продуктов высокая импортная составляющая в себестоимости. Например, по мясу, как ни странно – вплоть до 60 процентов. В основном – из-за зарубежных кормов. Курсовые изменения рано или поздно в определенной степени будут транслироваться в отпускные и розничные цены. Введения различных мер регулирования позволяет этот процесс лишь растянуть во времени.

Если говорить о критическом импорте, то с импортерами и крупными торговыми сетями в условиях прошлогодней товарной турбулентности достигнута договоренность по формированию складских запасов по ключевым товарным позициям на 2-3 месяца. Даже если произойдут какие-то форс-мажоры у традиционных поставщиков, то без оголения внутреннего рынка у нас есть время для организации альтернативных поставок критической для страны продукции. Если вспомнить пресловутую гречку, то в прошлом году в Беларуси собрали хороший урожай. С этим продуктом проблем быть не должно однозначно. Каких-то жестких ограничительных мер по продовольственным товарам среди ведущих стран-поставщиков на глобальный рынок не ожидается. Но спровоцированный пандемией парад суверенитетов, может влиять на критический импорт. Если государство-поставщик вводит какие-то ограничительные меры, это не значит, что товар полностью исчезает с мирового рынка. Он есть, но усложняется логистическая цепочка, что, конечно, влияет на цену.

Среди товаров критического импорта наибольшее беспокойство сейчас вызывает подсолнечное масло. В России и Украине – наших ключевых поставщиков, в прошлом году был неурожай подсолнечника. Соответственно, возможны определенные спекулятивные всплески стоимости на этот продукт. Но его удастся купировать за счет различных инструментов. Хотя цены, несомненно, могут несколько вырасти.

В прошлом году была принята антиинфляционная программа на 3 года. Она предполагает действия в среднесрочном периоде для снятия ценовых диспропорций, а также развития конкуренции, повышения прозрачности рынков, создания новых рыночных механизмов ценообразования. Одним из важных направлений МАРТ обозначил развитие механизмов биржевой торговли. В том числе, и потребительскими товарами. Планируется разработать и расширить применение инструментов хеджирования ценовых рисков, в том числе – возникновения курсовых разниц. Минимизация потенциальных потерь от изменения различных факторов также сдерживает цены.

В ближайшей перспективе планируем полностью завершить электронизацию государственных закупок. Если всю закупочную деятельность вывести в конкурентную и прозрачную среду, то цены будут существенно ниже. А учитывая высокий уровень закупок за счет государственных средств в ВВП, то конъюнктура на тендерах влияет в целом на рынок. Это так называемые структурные меры, которые создают антиинфляционное давление.


К сожалению, не решена давняя проблема дедолларизации. Ряд платежей и контрактов по-прежнему фиксируются в валюте, либо привязываются к ней. Необходимо к 2023 году все-таки завершить этот процесс и все обязательства привязывать к национальной валюте. Много мероприятий посвящено проблематике ликвидации волатильности в плодовоовощной группе – в течении года сезонные колебания цен могут составлять «плюс-минус» 50 процентов и больше. Плодоовощная продукция значительно влияет на инфляцию, поэтому необходимо создать условия для более равномерного обеспечения рынка этой продукцией в течение года. Пока часто складывается такая ситуация, например, по картофелю, что в марте традиционно вырастает цена. В начале весны открываются экспортные рынки, фермеры продают свои запасы за рубеж, а на внутреннем рынке ощущается его дефицит. Либо продукт есть, но не самого лучшего качества. Несомненно, есть стабилизационные фонды, но их объемы составляют только около 2-3 процентов от годового потребления овощей. Планируем решить эту проблему, разработать рыночные механизмы и инструменты сглаживания ценовых колебаний.

Отдельное направление – выстраивание между торговыми сетями и производителями длинных контрактов. В них производители фиксируют цены и обязуются их не изменять в течении года или даже более, а торговые сети берут на себя обязательства по торговым надбавкам и другим мероприятиям, которые бы способствовали стабильности спроса и реализации продукции. Конечно, в условиях турбулентности тяжело заключать такие соглашения. Но к такому взаимодействию необходимо стремится, искать оптимальные механизмы долговременного взаимодействия, вырабатывать формулы изменения цен в случае кардинального изменения тех или иных факторов, чтобы ценообразование было прозрачным и понятным в среднесрочной перспективе.

До 2023 года МАРТ должен выстроить систему упреждения рисков на потребительском рынке. Сейчас, по большому счету, мы в основном реагируем на негативные явления, которые уже состоялись. А необходимо работать на упреждение, чтобы понимать – через полгода, например, могут возникнуть проблемы по поставкам той или иной продукции. И заранее применять меры по обеспечению рынка. Регуляторика заключается не только и не столько в регулировании цен, а в обеспечении рынка продукцией, создания конкурентных условий, которые, сами по себе, будут являться сдерживающим ценовым фактором.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter