Работа на созидание

Нынешняя модель белорусской государственности не исчерпала свои возможности. На повестке дня следующая колоссальная задача – модернизация страны и ее вхождение в клуб высокоразвитых стран.

Нынешняя модель белорусской государственности не исчерпала свои возможности. На повестке дня следующая колоссальная задача – модернизация страны и ее вхождение в клуб высокоразвитых стран.

Немалая роль в ее решении отводится белорусскому парламенту как высшему законодательному органу страны. От чего зависит эффективность законотворческого процесса? Почему не следует торопиться с изменениями избирательной системы? По какому пути должна идти  модернизация политических отношений?

Свое мнение по этим важнейшим вопросам вчера изложил Президент Александр Лукашенко, выступая на заключительном совместном заседании Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания четвертого созыва. Глава государства поблагодарил депутатов и сенаторов за плодотворную работу и дал напутствие недавно избранным парламентариям.

Количество и качество

Депутаты и сенаторы собираются на совместное заседание во время сессии не так уж и редко — как минимум раз в месяц. Но вчера в Овальном зале царила особая атмосфера, сравнимая разве что с прощальным звонком для выпускников школы. Парламентарии не спешили занимать свои места: дружеские рукопожатия, фото на память, воспоминания о наиболее ярких моментах парламентской биографии и легкий оттенок грусти на лицах.   Выразить свою признательность народным избранникам за профессиональную и эффективную работу приехал лично глава государства.

Отметив оперативность и слаженность работы парламентариев Национального собрания четвертого созыва, Александр Лукашенко подчеркнул, что во многом благодаря им Беларусь смогла преодолеть испытание кризисом, продолжив поступательно развивать экономику.

В активе уходящего парламента — 430 законов, в том числе первый в СНГ и Европе Кодекс об образовании, новый Жилищный кодекс и Особенная часть Налогового кодекса. Впрочем, количество здесь — категория весьма условная. “Важно, что принятое вами законодательство позволяет развивать экономику, улучшать жизнь наших людей, защищать их права и интересы, — сказал Александр Лукашенко. — Парламентарии в своей деятельности неуклонно следовали основному принципу проводимой в стране политики — социальной ответственности государства перед обществом”. Безусловным достижением последних лет стало формирование договорно-правовой базы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России и Единого экономического пространства. Большая работа проделана и в новых для Беларуси регионах. Показательный пример — обретение нашим парламентом статуса наблюдателя в Межпарламентской ассамблее АСЕАН.

Эволюционным путем

Впрочем, иногда можно услышать рассуждения иного рода: мол, депутатский корпус превратился в машину для голосования, которая автоматически штампует выгодные для исполнительной власти решения. В связи с этим вспоминаются сессии Верховного Совета начала 1990-х годов. Да, проходили они шумно и весело, но было ли весело от этого балагана и бесконечной болтовни рядовым белорусам, которые месяцами не получали зарплат и пенсий, замерзали в своих цехах и домах и не знали, что будет завтра. “Власть не должна веселить людей. Она должна защитить их и дать возможность заработать себе на жизнь. И в том что страна повернула от парламентской “говорильни” к сильному государству, к сильной и централизованной власти, проявилась глубокая мудрость белорусского народа”, — считает Александр Лукашенко.

Все попытки строить государство через парламентские процедуры, бесконечно согласовывая интересы и амбиции партий, политиков, олигархов, ни в одной стране мира и ни в одну историческую эпоху не оканчивались успешно. Великобритания — колыбель парламентской демократии — потратила столетия на то, чтобы прийти к эффективному парламентскому правлению. И при этом ей пришлось пройти через многочисленные смуты и потрясения. Стоявшая на пороге хаоса и распада Франция вышла из кризиса только благодаря переходу к сильной президентской республике, осуществленному генералом де Голлем. Германия к нынешней модели и вовсе пришла через море крови двух мировых войн. “Очевидно, только сильная власть создавала фундамент для появления молодых наций и государств и обеспечивала возможность модернизации”, — сказал Президент.

Без дешевого популизма

Сегодня эта задача выполнена, но действующая модель белорусской государственности далеко не исчерпала свои возможности. “На повестке дня следующая колоссальная историческая задача — модернизация страны, ее прорыв  в элитный клуб высокоразвитых стран”, — подчеркнул глава государства. Возможно, кому-то это покажется фантазией, но ведь когда-то даже мысль о том, что Беларусь способна существовать как суверенное государство, проводить собственную независимую политику, также казалась несбыточной мечтой. “Тем не менее мы добились этого. Добьемся и всего остального. И крепкое государство с сильной президентской властью — это необходимый инструмент в достижении процветания и благополучия нашего народа”, — подчеркнул Александр Лукашенко.

Конечно, на этом пути не избежать острых дискуссий, споров, сомнений. Но разве не в спорах рождается истина? Парламент как раз и должен быть одним из таких мест. “Нам не нужно бездумного автоматического голосования,  не нужен всеобщий “одобрямс”. Это вредит стране, народу и лично мне как Президенту, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Но также нам не нужны политиканство, интриги и “говорильня”. Многие страны могли бы позавидовать парламенту, в котором нет места для дешевого популизма. А результативность законотворчества объясняется тем, что в Овальном зале работают не политики-“говоруны”, а специалисты, имеющие большой опыт профессиональной и управленческой деятельности.

Партийные перспективы

Еще одна тема, которая широко обсуждается в обществе, касается реформирования избирательной системы. Говоря о нынешней мажоритарной системе, глава государства отметил, что это “честная, хорошая система, позволяющая каждому избирателю видеть своего депутата, что называется, в лицо, позволяющая голосовать не просто за ту или иную политическую платформу, но и за конкретную личность”. Да, в мире сегодня широко используется голосование по партийным спискам. Но такая система эффективна для стран с развитыми политическими партиями, имеющими влияние и авторитет в обществе, отметил глава государства. По его словам, партии должны ассоциироваться в сознании народа с конкретными делами, программами и платформами. Пока же большинство наших сограждан даже не сможет перечислить названия имеющихся в Беларуси партий.

“Мне часто говорят, что у нас общественное объединение “Белая Русь” уже готово стать партией. Готово — пусть становится, я не против, — сказал Президент. — Но я не советовал бы им торопиться. Они могут действительно стать центристской силой, типа социалистической партии во Франции или социал-демократической партией, которой не чужда частная собственность, но которая не приемлет появление частной собственности в результате дикой приватизации”. Однако решение стать партией должно быть выверенным, созревшим изнутри. Александр Лукашенко отметил, что следующие парламентские выборы в Беларуси пройдут через четыре года. Вполне достаточно времени, чтобы всесторонне обдумать и обсудить вопрос об избирательной системе с привлечением к дискуссии всех желающих.

Прошедшие же выборы показали, что абсолютное большинство населения поддержало тех кандидатов, которые выступали за мир и покой в стране, за продолжение социально-экономического курса, основанного на независимости и защите интересов простого человека. Кампания по так называемому “бойкоту” выборов позорно провалилась, показав слабость и трусость оппозиции, не желающей даже имитировать борьбу за власть. “Жаль, что у нас так пока и не появилась нормальная, честная, ответственная оппозиция, болеющая за страну, а не за распил зарубежного подаяния”, — сказал Президент.

Законы пишутся для людей

Уже на следующей неделе, 18 октября, начнет свою работу первая сессия Палаты представителей пятого созыва. Совет Республики на свое первое заседание соберется  19 октября. На ближайшие годы перед страной поставлены масштабные задачи, и у новых парламентариев будет очень много работы. В связи с этим Александр Лукашенко высказал ряд пожеланий вновь избранным депутатам и сенаторам. Суть их сводится к тому, что законотворчество должно быть максимально открытым для граждан, с использованием процедуры публичного обсуждения и общественной экспертизы законопроектов. При этом парламентарии следующего созыва должны максимально использовать опыт своих предшественников.

Еще одно пожелание Президента законодателям — идти в народ, прямо разговаривать с людьми и обязательно учитывать их мнение. А если законное право простого гражданина кем-то нарушено, твердо вставать на его защиту.

“Именно у депутата простой человек должен находить защиту, и именно заботы и проблемы рядовых избирателей должны быть компасом для депутата в его законотворческой деятельности. Законы пишутся для людей”, — эта простая, но важная истина должна стать ориентиром для каждого депутата.

В заключение Александр Лукашенко еще раз поблагодарил парламентариев четвертого созыва за работу, вручил некоторым из них заслуженные государственные награды и заверил, что “кадры, прошедшие парламентскую закалку, очень нужны стране”.

 Мнения парламентариев

Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу:
— Принятый белорусским парламентом четвертого созыва Кодекс об образовании — уникальный для мировой практики документ. Такого документа не имеет ни одно государство в мире. В нем сформулированы принципы работы всей системы образования: от дошкольного уровня до послевузовского образования. Усовершенствовано законодательство в области инновационной деятельности. Нам повезло, потому что эти документы были приняты и мы увидели, как они работают. И по крайней мере со стороны нашего общества никаких претензий по этому поводу нет. Есть только одно пожелание — совершенствовать их и дальше.

Виталий БУСЬКО, председатель Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ:
— Мы вышли на хорошие международные площадки, получили статус наблюдателя в АСЕАН (организация стран Юго-Восточной Азии). Это почти миллиард населения и более трех триллионов долларов товарооборота. Рынок просто необъятный и достаточно перспективный для Беларуси. Очень активно начали работу с такими государствами, как Индонезия, Вьетнам, Мьянма, Лаос. Им нужны наши специалисты, наши технологии по изучению земной поверхности и разведке полезных ископаемых, наша техника. Парламентарии должны создать законодательную основу для такой работы. Как говорится, продавец с покупателем договорятся, а мы должны обеспечить законную доставку товара без потерь, без ущерба, с прибылью и с выгодой для нашего государства.

Елена ШАМАЛЬ, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания четвертого созыва по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи:
— Среди важнейших документов, принятых парламентариями четвертого созыва, — Жилищный кодекс и Кодекс о браке и семье. В активе депутатов большой пакет документов по здравоохранению. Некоторые из законов разработаны для нашей страны впервые, в частности, законы о вспомогательных репродуктивных технологиях, о профилактике социально опасных заболеваний. В стадии обсуждения находится законопроект о здравоохранении. Хочется помочь коллегам в плане защиты и поддержки, ведь на медработников возложена колоссальная ответственность и нагрузка.

Андрей ДЮЖЕВ, член Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам:
— Один из наиболее значимых законопроектов приняли буквально на днях. Отрадно, что бюджет-2013 получился бездефицитным, вырастет доля расходов на науку. По планам на следующий год ВВП прибавит 8,5 процента, а для этого предстоит серьезно заниматься модернизацией предприятий. Мы должны развивать прежде всего те производства и технологии, которые обеспечивают возможность достижения высокого уровня добавленной стоимости. Без этого отечественная экономика просто не сможет быть конкурентоспособной. Академия наук должна практически содействовать появлению таких технологий.

Зинаида МАНДРОВСКАЯ, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов:
— Депутаты проделали большую работу по созданию условий для социальной защиты населения. Полностью сформировано законодательство о правовой защите инвалидов, о социальном обслуживании. Приняты поправки в закон о пенсионном обеспечении, стимулирующие граждан к более позднему выходу на пенсию. При этом работник сам решает, следует ему воспользоваться этим правом или нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter