Работа мысли

Письма из Пекина
Мой белорусский отпуск совпал по времени с приемной кампанией в вузы. Как самые горячие новости, читала информацию о том, куда нынче хочет поступать белорусская молодежь, какие профессии выбирает, о каком будущем мечтает. Вместе с автором одного из материалов искренне удивилась тому, что на отделение философии в БГУ конкурс вполне приличный, и вообще философия — одна из самых востребованных у абитуриентов дисциплин. Не ожидала.

В моем дипломе написано «философ, преподаватель философии и социально–политических дисциплин». Но по специальности я не работала ни дня. Да и моих однокурсников, работающих по специальности, можно сосчитать на пальцах одной руки. Впрочем, выпуск небольшой — человек 25, так что процент неплох. Собираясь вместе, неизменно обсуждаем тему нашего трудоустройства — в частном, так сказать, порядке, и вопрос о том, нужны ли стране философы, — в масштабе более глобальном. Потому что мыслить глобально — это именно то, чему нас учили и что (хочется верить) мы еще умеем делать.

На таких встречах один наш однокурсник неизменно становится мишенью нападок: во время учебы мы его считали самым умным в группе, он год стажировался в немецком университете, мы заранее гордились тем, что знакомы с великим ученым. И что? Сейчас он возглавляет департамент крупной транспортной компании, зарабатывает очень хорошо, но если и думает о философии, так только во время наших встреч. Конечно, и он, и я помним имена и основные постулаты великих философов и любим ввернуть в разговор что–нибудь этакое — на непосвященных обычно это производит большое впечатление. Да, люблю Ницше, читаю Бердяева и Флоренского — более того, полагаю, что философское образование помогло идти по жизни если и не с высоко поднятой головой, то хотя бы не скорбя о каждой утрате, но вот как специальность...

Потому и думаю — чего ждут от будущей философской профессии нынешние абитуриенты? В Китае, например, ситуация прямо противоположная. Тут говорят о том, что если дело так и дальше пойдет, то философские факультеты скоро придется закрыть, в некоторых университетах так наверняка. Исследования говорят о том, что даже когда молодой человек хочет стать философом, родители от такого выбора отговаривают: философией, мол, семью не прокормишь. Родители считают, что «выпускник отделения философии» — синоним «странного человека», и работодатели двадцать раз подумают, прежде чем взять такого на работу. А поскольку конкуренция велика, то скорее выберут человека с не такой замысловатой формулировкой в дипломе.

Но вот недавно во время празднования 50–летия Фуданьского университета в Шанхае звание «Почетный выпускник» получили три бывших студента–философа. Го Гуанчан — президент крупной компании в сфере высоких технологий, в списке самых богатых китайцев, по версии журнала «Форбс», на седьмом месте. Двое других — Давид Юй Фэн, сопредседатель известной медиа–компании, и Дай Чжикан, возглавляющий компанию в сфере недвижимости.

Декан философского факультета Фуданьского университета (кстати, одного из самых престижных в Китае) У Сяомин вздыхает, рассуждая о сегодняшнем оттоке студентов: «Экономический бум в стране в последние годы сделал людей близорукими. Все, что им нужно, — быстрый доход. Это нанесло огромный вред философскому образованию».

В этом месте, конечно, есть соблазн поразмышлять на любимую Карлом Марксом и всеми диалектическими материалистами тему: бытие определяет сознание или сознание — бытие? Подозреваю, что я отнюдь не лучшая выпускница своего факультета, потому что так до сих пор и не решила, кто я: идеалист или материалист? Что для меня важнее: сознание или бытие? Конечно, соблазнительно ответить «сознание и парение мысли», но сразу же задаюсь вытекающим отсюда вопросом: готова ли я пожертвовать бытовым комфортом ради идеи? Вот он — момент истины. Один преподаватель в университете любил повторять: «Конечно, я идеалист, потому что все, что мне нужно, — кусок черного хлеба с солью».

Может быть, лучше такими вопросами вообще не задаваться? Без них ведь жить спокойнее. Но «отравленное» философией сознание требует работы мысли — не зря в последний приезд с тем самым однокурсником–транспортником до часу ночи говорили о традиционной китайской культуре и чем она — в глобальном, космическом смысле — отличается от европейской. Потому что философствовать хочется и удовольствие от этого, признаться, огромное.

sbchina@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter