Работа и дело

Газета «Файнэншл таймс» цитирует результаты исследования, которое обнаружило, что 152 из 200 крупнейших мировых корпораций (76%) имеют трудности с набором персонала в Великобритании: нет достаточно квалифицированных специалистов...

Газета «Файнэншл таймс» цитирует результаты исследования, которое обнаружило, что 152 из 200 крупнейших мировых корпораций (76%) имеют трудности с набором персонала в Великобритании: нет достаточно квалифицированных специалистов. Для десятков тысяч английских и иностранных выпускников университетов эти выводы звучат насмешкой. Чем престижнее университет, чем дороже курс учебы, тем больше его студенты живут поиском работы, сотнями рассылают резюме (или CV — с латыни «жизнеописание»), нервничают над бесконечными интервью, мучаются от отсутствия желанного предложения и в итоге судят о себе и о других только по уровню интереса работодателей. Но и кадровики корпораций не лгут: им действительно все сложнее выбрать специалистов в постоянно растущем потоке резюме.


Такой парадокс возникает потому, что работников нового века отбирают методами старого. В эпоху механизмов, когда каждый работник выполнял определенную функцию, не отличаясь по сути своей от машины или станка, от специалистов требовались в первую очередь фундаментальные знания. Сегодня количество образованных специалистов намного больше, чем когда–либо. Но уже востребованы не сами знания: при наличии критического мышления факты всегда можно найти и проанализировать. Востребовано умение эффективно работать в коллективе, так называемые «мягкие навыки». Практически на любой работе вне зависимости от предмета деятельности сотрудники должны уметь брать на себя ответственность, работать в команде, быть организованными и исполнительными и творчески мыслить. Кадровики это давно осознали. Но вот задача: как же определить такие навыки в сотнях кандидатов, в тысяче заявок на рабочее место, особенно для низших, начальных должностей? Так и начинается просев по традиционным критериям: сначала компьютер убирает всех без разрешения на работу, затем проверяется образование, уровень оценок, степень участия в общественной жизни, награды и призы, опыт работы. Отсеяв все нестандартное, кадровики остаются со списком «клонов» — кандидатов с практически одинаковыми биографиями, среди которых и пытаются найти себе неординарных работников.


Устаревшая система между тем создает высоченный порог, особенно для молодых выпускников. Фактически им необходимо окончить как можно более престижный университет, быть круглым отличником, заниматься спортом и быть лидером студенческой организации, найти и пройти бесплатно несколько практик. Такое отличное резюме — всего лишь джентльменский набор, доказательство, что кандидат не хуже всех остальных. Оно в лучшем случае приводит только к стартовой черте, помогает попасть в первый список отбора, доказав, что ты не хуже других, затем нужно выделиться среди массы таких активных и умных людей. Отсюда берутся яркие хобби. Иногда кажется, что нет кандидата со степенью MBA, который не прыгал бы с парашютом, не ходил в горы, не нырял в море, — все, чтобы доказать свою неординарность, отличие от других. Но в том–то и дело, что отличиться по–настоящему можно только сохранив свою индивидуальность и человечность. Они нужны прежде всего.


Мой хороший знакомый Н. недавно получил видную должность в крупном международном банке. Его выбрали из 200 кандидатов. На вопрос, почему должность досталась ему, сказал: «Ну уж точно не из–за резюме. У каждого сейчас выдающееся резюме. Думаю, они просто увидели, что я по–настоящему искренне и давно интересуюсь регионом, за который буду отвечать». Другая подруга получила работу в банке в обход отдела кадров, потому что начальник удивился, как она увлеченно и доходчиво рассказывала ему о своей диссертации по высшей математике.


Все это означает, что разница между профессией и хобби в современном английском обществе размывается. Нужно профессионально заниматься тем, чем ты лично горишь. Только тогда тебя отберут среди сотен и тысяч кандидатов желанные работодатели. Многим увлеченным людям жестко структурированная корпоративная жизнь вовсе претит, и они выбирают путь вольнонаемных (фрилансеров). До экономического кризиса в Британии 3,5 из 4,97 миллиона компаний не имели наемных работников — то есть фактически были предприятием одного человека. Еще 1,1 миллиона имели от одного до 20 сотрудников. Мелкий бизнес составлял 98% от всего количества компаний и занимал 27% всей рабочей силы. Кроме этого, на сегодняшний день почти 4 миллиона человек работают в статусе частных предпринимателей (по найму работают 30 миллионов человек). Хотя большая часть бизнеса принадлежит мужчинам старше 50 лет, опросы показывают, что о собственном деле мечтает половина молодежи в 20–летнем возрасте. Все больше набираются смелости для создания собственного дела женщины.


Становится ясно, что заработать на жизнь можно только делом, которое ты делал бы, если бы за него не платили. Из–за чего рано вставал бы, поздно ложился, забывал о развлечениях и не замечал времени. Человек есть то, что он делает — по собственному выбору.


До встречи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter