Почему специалистов дошкольного образования катастрофически не хватает в Беларуси?

Работа для настоящих профессионалов

В БГПУ имени М. Танка есть факультет, где готовят высококлассных специалистов, которые знают все о детской и семейной психологии. Следовательно, как шутит декан факультета дошкольного образования этого вуза Александр Касперович, хороших жен. За ними ежегодно приезжают «купцы» — заказчики кадров со всей страны. Ведь таких специалистов для дошкольного образования, и это уже абсолютно серьезно, катастрофически не хватает. Эти дни – горячая пора для главного государственного педвуза. Именно сейчас его выпускники получают первую путевку во взрослую жизнь – распределение на первое рабочее место. 

Перед аудиторией, где через считанные минуты начнется распределение выпускников факультета дошкольного образования, многолюдно. Впрочем, много людей и в самой аудитории. Тут педагоги вуза и, конечно же, заказчики. Вот и главный специалист по кадрам отдела образования, спорта и туризма Ошмянского райисполкома Тамара Сахарчук приехала сюда в очередной раз в надежде подобрать дефицитные кадры. «С БГПУ имени М. Танка у нас связи хорошие. У нас был педкласс, к нам в школу приезжали преподаватели вуза, сюда поступали наши выпускники, — вспоминает она. — Вообще к нам из БГПУ каждый год приезжает около восьми человек, из которых традиционно 4—5 – целевики. В этом году по целевой подготовке к нам приедут 12 специалистов. И все же у нас большая проблема с кадрами для дошкольных учреждений, имеющими высшее образование. Надеемся сегодня этот пробел восполнить». 

Общаясь с самими девушками, и это потом подтверждает и Александр Касперович, понимаешь: наши представления о педагогах для детских садиков сильно устарели. Это не просто умницы и красавицы, но среди них есть уже вполне успешные и сложившиеся личности — спортсменки, телеведущие, модели. И этому тоже есть объяснение. «Благодаря нашей всесторонней подготовке, а мы развиваем артистические, спортивные навыки, учим физиологии, психологии, — говорит декан, — наши учащиеся и выпускники реализуют себя в самых разных сферах. Типичный пример – наша выпускница, а теперь и преподаватель, и по совместительству медийная персона Надежда Тимофеева. Она водит наших девчат на экскурсии на телестудию, да и в целом является для них примером, на нее равняются. Это очень важно, чтобы смыть весь негатив, который ложится на профессию, в том числе через такие фильмы, как «Географ глобус пропил», создающие образ неудачника. Мы, наоборот, показываем, что наши педагоги во многих вещах впереди. Мы говорим студентам: вы – элита мира, ведь именно вам люди доверяют самое дорогое, что у них есть: не бриллианты, не денежные знаки, а своих детей. От вас зависит то, какими они пойдут в школу. О школьном учителе сложено много хвалебных од, но ведь к этому периоду жизни ребенка готовим именно мы. И работа у нас более тонкая – научить играя, ведь малыши не воспринимают школьно-урочную систему».


Александр КАСПЕРОВИЧ

Отношение к профессии педагога, да и в целом государственная политика, направленная на восстановление ее престижа, принесли свои плоды. Вот и Александр Касперович полон оптимизма, ведь на факультет стали приходить действительно сильные абитуриенты. Да, недобора здесь не было никогда, но было время, когда на факультет брали практически всех желающих. Сейчас, как показал прием 2015 года, есть возможность выбрать лучших: конкурс был 3,5 человека на место! И тенденция сохраняется. 

Впрочем, международное признание у дошкольной системы образования нашей страны было всегда. «У нас одна из лучших систем дошкольного образования, — убежден Александр Касперович. — Мы имеем контакты с Россией, Украиной, Прибалтикой, Голландией, Германией, и, когда обмениваемся студентами, магистрантами по разным программам, они всегда восхищаются тем, что мы сохранили добрую мощную советскую школу и сумели обогатить ее современными веяниями». 

Говоря о нехватке кадров высшего звена, специалист отмечает: в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. «Если в прошлом году мы распределяли и покрыли всего 9 процентов потребности в кадрах учреждений страны, — вспоминает он, — то в этом году, по предварительной информации, цифра составит более чем 50 процентов. Согласитесь, подвижки серьезные. Конечно, причин здесь несколько, и в том числе повлияло на цифру сокращение заявок на подготовку кадров. Почему? Остановилась текучесть кадров. Мы анализировали причину и связываем это с выходом Декрета № 3. Все же многие люди, которые до этого сидели дома, пошли работать». 


В целом, по мнению Александра Касперовича, произошел перелом в понимании престижа профессии педагога дошкольного образования. Ведь был момент, когда в эту профессию шли без большой охоты или, если шли, после окончания обучения из профессии уходили. «Сейчас, — говорит специалист, — в том числе нашими усилиями ситуация изменилась: люди хотят работать. Ведь, если разобраться, в нашей профессии много плюсов. Например, это пускай и не самый высокий, но стабильный заработок. Работа у нас, а работать с детьми нужно, будет всегда. Так что это и уверенность в завтрашнем дне. Да и где еще и в какой сфере люди имеют возможность получить летом гарантированный отпуск? На это ни одна коммерческая фирма не пойдет и ни один босс под вас подстраиваться не будет. А здесь это вам гарантирует государство. Плюс ко всему, мы ведь готовим людей к жизни. Наши специалисты, и это не шутка, — готовые жены. Они получили навыки работы с детьми, разбираются в вопросах психологии ребенка, семьи, методики образования. Я говорю именно о девчатах, поскольку ребят у нас немного и они, как правило, потом находят себе применение в других сферах жизни. Когда были специальности «Дошкольное образование и физкультура» и «Дошкольное образование и психология», там парней было больше. Но, как правило, мужчины у нас затребованы другими ведомствами, в основном силовыми». 

С теплотой говорят об альма-матер и сами девушки. Например, выпускница факультета дошкольного образования Татьяна Сыса планирует поехать по распределению домой, в Столинский район Брестской области. Любовь к детям привела ее на факультет, впрочем, для девочки из педагогической семьи такой выбор был вполне предсказуемым. Знания помогают общаться с малышами-родственниками. «Я знаю, например, как им правильно сделать замечание, — улыбается девушка, — и я точно знаю, что поставить ребенка в угол – это не метод». Вторит ей однокурсница Ольга Измир, которая будет работать в столичном детсаду № 101: «У меня бабушка была воспитателем, к педагогике душа лежала всегда. Думаю, знания очень пригодятся мне в будущем, когда появятся семья и дети».

Справка «Р»

Только от учреждений Минска и Минской области поступила 871 заявка на выпускников всех специальностей БГПУ имени М. Танка. И это притом, что весь выпуск-2016 на бюджетной и платной основе составляет 1275 человек (в том числе 702 бюджетника). Факультет дошкольного образования оканчивает 161 человек, а вот заявок только от учреждений Минска и Минской области 162. Это самая дефицитная специальность. Для сравнения: на ступень начального образования Минщины требуется 91 специалист, на ступени базового и среднего образования — 66 математиков-информатиков, 44 химика-биолога, 41 преподаватель физкультуры и так далее. 

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter