Рабочий вопрос

В вузах проходит распределение молодых специалистов
В вузах проходит распределение молодых специалистов

Для будущих молодых специалистов момент ответственный и волнительный: позади 5 лет учебы, впереди у ребят — самостоятельная жизнь. Государство взяло на себя обязательство предоставить первое рабочее место и свое слово держит. Комиссии по распределению заседают в доброжелательной и спокойной атмосфере. Так и должно быть — ведь решается рабочий вопрос…

В БГПУ им. Танка недавно распределяли филологов.

— Татьяна собирается стать мамой, — представляет комиссии выпускницу декан факультета белорусской филологии Александр Луговский.

— Свободное распределение, — решает комиссия.

— Валентина из Пинска. Выбрала Любанский район.

Комиссия в задумчивости.

— Почему туда едете? Вы готовы работать там 2 года, не сбежите? — с сомнением интересуется главный инспектор главного управления кадровой политики Министерства образования Валентина Сенякова. — А жить где будете? Может, лучше в свою область поедете, возможно, там к августу какие–нибудь вакансии появятся?

— Светлана. Минчанка, не замужем, — декан вопросительно смотрит на студентку. — Проблема... И в ближайшее время не собираетесь замуж выходить? А сами не пытались найти работу?

— Во всех минских школах, где я проходила практику, мест нет.

— А в библиотеке родного университета не хотите поработать? А так поедете в Малоритский район... Что ж вы раздумываете? Хвататься надо за такое предложение...

Следующая выпускница тоже минчанка, тоже не замужем. Преподает в минской школе немецкий язык. В комиссию пришло письмо от родителей ее учеников с просьбой распределить молодую учительницу именно в эту в школу.

— Ну, может, возьмете? — обращается декан к представителю городского комитета по образованию. — Родители же просят.

— Поймите, должностей по этой специальности больше нет. Я уже троих взяла. Сейчас девушка работает как студентка. А в штат ее кем возьмут, если нет ставок? Может, родители и зарплату ей платить будут?

На другую выпускницу запрос пришел из некоего ООО.

— И кем вы там будете работать? — интересуется Валентина Сенякова.

— Секретарем–референтом.

— Мы секретарей–референтов не готовим! — возмущается первый проректор Василий Бондарь.

— Поедете в Мядельский район, — решает комиссия. — Поработайте учителем. Может, понравится... Нет — перераспределитесь. Эти ООО сегодня есть — завтра нет, сколько раз уже такое было...

А вот в БНТУ новоиспеченные специалисты буквально нарасхват. Машиностроительный факультет. За партами сидят работодатели. Декан факультета Александр Якимович объявляет:

— Дмитрий Попков, минчанин, средний балл — 4,85.

— Минский автозавод! — поднимает руку руководитель отдела кадров.

— Тракторный!

— «Транзистор»!

— Лучше электромеханический...

— Иди к нам, завод вычислительной техники... Подойди, поговорим...

— Я уже работаю, — виновато объясняет Дмитрий. — На белорусско–голландском предприятии. Они меня берут, уже договоренность есть.

— Не переживайте, — успокаивает работодателей декан, — у нас еще 130 специалистов — всем хватит.

У молодых инженеров проблемы иного рода, чем у новоиспеченных педагогов.

— Хотела на БелАЗ в Жодино, — говорит Татьяна Ладосенко из Борисова, — не берут, говорят, девушек и с более высоким баллом не взяли. Им парни нужны.

Примечательно, что студенты выбирали рабочие места не по зарплате, а по перспективам. Интересовались, что их ждет, возможен ли карьерный рост. Распределяли и «платников». По их желанию. Отказывались немногие. Самому искать работу, как ни крути, проблематичнее. Свободный диплом из мечты превратился в далеко не самую лучезарную действительность.

Ну а самый большой накал страстей традиционно в медицинском университете. На распределение студенты приходят с родителями, приносят кучу справок–запросов из разных клиник. Но...

— Вот представьте, — рассуждает первый проректор БГМУ Сергей Денисов, — приходит минчанин, балл высокий и говорит: направьте меня в Кобрин. А в Кобрине одно место. Я вынужден отказать. Иначе жителя Кобрина придется направить в Любань. В итоге через два года минчанин уедет из Кобрина, а специалист из Любани, наоборот, переедет в родной Кобрин. Разве это правильно? И у каждого из этих ребят свое понятие справедливости. Мечтал быть акушером–гинекологом, отправили терапевтом? Обидно, но законно. У всех выпускников одинаковая квалификация — врач общей практики.

Свободный диплом в медуниверситете никому (кроме молодых мам) не дают и распределяют всех, независимо от формы обучения. Почему? Потому что, имея только диплом врача, работать нельзя. Нужен еще сертификат, получить который можно только после 8 месяцев работы.

— Без направления и сертификата выпускника–«платника» никто не возьмет, и без него желающих много, — говорит Сергей Денисов. — Поэтому направление на первое рабочее место, на мой взгляд, — благое дело.

Начинать карьеру всегда нелегко. И получив первое рабочее место, нужно постараться его не потерять. Конкуренция–то растет...


Кстати

Этим летом направление на работу получат около 20 тысяч молодых специалистов, обучающихся на дневном отделении за счет бюджетных средств. В 2004 году право на самостоятельное трудоустройство предоставили 2,3 тысячи выпускников (10,1 процента). За последние 5 лет эта цифра уменьшилась на 4,7 процента. В минувшем году трудоустройство подтвердили около 16 тысяч (83,8 процента) выпускников, получивших направление. Из них около 100 человек получили работу не по специальности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter