Рабочий стол - главная площадь писателя

Нынешнее положение Литфонда без преувеличения можно назвать критическим.
Нынешнее положение Литфонда без преувеличения можно назвать критическим. В "закромах" этой организации давно гуляет ветер, имущество разворовано, а то, что осталось (в частности, база отдыха "Ислочь"), пришло в такой упадок, что уже едва ли может считаться материальной ценностью. А тут еще и книги, изданные год и более назад, безнадежно застряли в подвалах литфондовского издательства... Одним словом, к декабрю прошлого года уже самим писателям стало ясно - запущенному хозяйству нужен новый хозяин. Большинством писательских голосов на должность председателя Литфонда был избран известный писатель председатель комиссии Совета Республики Николай ЧЕРГИНЕЦ. Сегодня он - наш собеседник.

- Николай Иванович, я знаю, что не так давно ваше имя было занесено в книгу рекордов Гиннесса с формулировкой "за разноплановые достижения в области науки и культуры, литературы и политической деятельности". Теперь вот у вас появилась еще одна непростая должность...

- Конечно, я не скажу, что меня очень уж обрадовало избрание на этот пост. Но все-таки судьба организации в целом и каждого писателя в отдельности мне небезразлична. Задумываться, как я буду все совмещать, некогда. Нужно действовать. Поэтому, несмотря на сумасшедшую нагрузку, я регулярно встречаюсь с председателем Союза писателей Алесем Пашкевичем, другими членами Литфонда, пытаюсь изучать опыт творческих организаций, которые смогли успешно пережить кризис. Недавно, например, я узнал, что Союз театральных деятелей России в недалеком прошлом был в похожей ситуации, но теперь вполне благополучен. Собираюсь ехать в Москву по делам Совета Республики - обязательно встречусь с Александром Калягиным, возглавляющим этот союз.

- Накануне съезда нашего Союза писателей обстановка была, прямо скажем, воинственно-драматической. Удалось ли достичь согласия конфликтующим сторонам к декабрьскому собранию Литфонда?

- Поначалу кое-кто по привычке пытался делить писателей на "своих" и "чужих". Когда же все по-настоящему осознали тот развал, к которому пришел Литфонд, сам собой встал вопрос: а ради чего, собственно, митинговать? Требуя отдать во владение Дом литератора, которое государство взяло на полное обеспечение, писательская организация не особенно задумывалась, как она собирается его содержать. Ведь дом творчества "Ислочь", оставшийся за Литфондом, на сегодняшний день представляет собой жалкое зрелище - сейчас там отключены отопление, свет, крыша течет, стены требуют капитального ремонта. Мебель, оборудование - все испорчено. Работники разбежались - остались только двое сторожей, которые уже несколько месяцев не получают зарплаты. Объект практически бесхозный - раздолье для воров... Жилой дом, некогда принадлежавший работникам "Ислочи", мы попросту "проспали" - теперь там живут люди, не имеющие к писательской организации никакого отношения. Естественно, держать на балансе этот дом для Литфонда бессмысленно, здание давно пора передать местным властям и снять этот больной вопрос.

- В начале января вы встречались с Президентом уже в качестве главы Литфонда. Каковы результаты этой встречи?

- Я рассказал Александру Григорьевичу о состоянии дел - без поддержки государства нам не обойтись. Президент очень внимательно отнесся к нашим проблемам и согласился помочь писателям в создании условий, чтобы они могли заняться своим главным делом - творчеством. Управляющая делами Президента Галина Журавкова получила указание вместе со мной посетить все неблагополучные объекты - на днях, кстати, мы уже побывали в Ислочи. Стоит отметить, что Галина Анисимовна искренне настроена нам помогать: ее глубоко взволновала эта поездка. В то же время Александр Лукашенко изъявил готовность выслушать все предложения по спасению Литфонда, которые мы должны разработать совместно с Алесем Пашкевичем. Одновременно мы пытаемся договориться о сотрудничестве с крупными фирмами, имеющими деньги, - к примеру, они могли бы помочь нам в ремонте "Ислочи". А мы, в свою очередь, на несколько лет обеспечили бы их бесплатными путевками для отдыха в этом чудесном месте.

- А чем вам может помочь Международный литфонд? Все-таки Литфонд Беларуси является его частью.

- Может помочь морально, поделиться опытом. Впрочем, мы попытаемся получить в Международном литфонде путевки на лечение наших писателей в российских санаториях, рассчитываем и на материальную помощь для поощрения белорусских литераторов - ветеранов Великой Отечественной... Но в первую очередь рассчитывать надо, конечно, на самих себя. Давно пора пересмотреть работу литфондовского издательства, заняться грамотным маркетингом, возродить бюро пропаганды, чтобы достойно рекламировать национальную литературу, начать активную работу секции молодых писателей - если придется, то буквально заставить... Есть у нас магазинчик "Кнiгарня пiсьменнiка" - почему бы не сделать там кафе для писателей, где они могли бы рассуждать о творчестве и общаться с читателями? Но прежде всего Литфонд должен создать благоприятную психологическую атмосферу для литераторов - тогда появятся новые хорошие книги. Это - главное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter