Что необходимо для увеличения занятости населения

Рабочий момент истины

Новый доклад Международной организации труда “Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции 2016” неутешителен. Сохраняющийся высокий уровень безработицы в мире и хроническая незащищенная занятость во многих странах все еще оказывают сильное влияние на сферу труда. Как решить эту проблему на локальном уровне — в нашей стране? Об этом беседа с кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономической политики БГЭУ Владимиром Поплыко.

— Владимир Иванович, итоговый показатель мирового уровня безработицы в прошлом году составил, по оценкам МОТ, 197,1 миллиона человек. Прогнозы еще более удручающие: по итогам нынешнего года он составит 199,4 миллиона, а в 2017-м — 200,5 миллиона человек. О чем говорят эти цифры?


— Оценки Международной организации труда всегда довольно объективные. Потому что МОТ не только использует в расчетах официальные данные, но и учитывает размер теневой экономики, теневой занятости. Сама по себе численность занятых — важнейший индикатор состояния экономики. Если она сокращается, это первый сигнал о том, что с экономикой что-то не в порядке. И государству, бизнесу в таком случае обязательно необходимо вмешиваться в этот процесс.

— В нашей стране государство как раз демонстрирует серьезную озабоченность этой проблемой. И твердо намерено ее решить. О необходимости организации эффективной занятости людей Президент говорил и в ходе Послания к белорусскому народу и Национальному собранию, и на Всебелорусском народном собрании. Минимальное требование к Правительству и губернаторам — создать 50 тысяч новых рабочих мест. Это в принципе выполнимо?

— Эти показатели даже внесены в нашу официальную статистику. И облисполкомы уже отчитались о том, что за 7 месяцев текущего года создано порядка 30 тысяч новых рабочих мест. Но необходимо обратить внимание на два существенных момента. Эти новые рабочие места складываются из вновь созданных рабочих мест или же это дополнительные места, созданные на действующих предприятиях? Ведь создание совершенно нового рабочего места требует значительных капитальных вложений. В мировой практике — порядка 50 тысяч долларов (у нас — от 20 до 30 тысяч). Дополнительно же созданные места обходятся дешевле.

Другое дело что созданию новых рабочих мест препятствуют объективные факторы. Например, данные Белстата, отражающие число принятых на работу и уволенных, меня поразили вот чем. По категории “финансовая и страховая деятельность” коэффициент замещения получается всего лишь около 0,5. То есть даже в столь прибыльной сфере деятельности имеет место избыточная занятость. И поэтому в условиях нынешних финансовых ограничений и этому сектору приходится оптимизировать свой численный состав.

— В нынешнем году крупнейшее в истории корпораций сокращение штата проводит фирма IBM — своих мест лишится около 111 тысяч человек, треть всего мирового штата компании. 4 тысячи рабочих мест сокращает в 2016-м американская авиакорпорация Boeing, 1250 сотрудников — немецкий автоконцерн Daimler. На этом фоне заявления отдельных наших партийных активистов о намерении создать миллион новых рабочих мест уж больно смахивают на безответственный популизм.

— Сам по себе этот лозунг не нов, он звучал еще 5 лет назад. Новые рабочие места — это новая занятость, это зарплаты, доходы. Вопрос в другом — чем эти заявления будут подкреплены, каков механизм их реализации? Ну и на какой период это рассчитано? Ответы на все эти вопросы требуют тщательной оценки и серьезных расчетов.

Механизмы же создания новых рабочих мест могут быть различными. Например, весьма любопытный способ практикуется в Чикаго. Там местный муниципалитет делает налоговые послабления тем работодателям, которые создают у себя новые рабочие места. Ведь государство при этом экономит бюджетные средства, которые пришлось бы направить на выплату пособий по безработице. А новый трудоустроенный — это еще и новый налогоплательщик. Естественно, налоговые послабления нанимателю в таком случае должны превышать расходы на создание новых рабочих мест. Такие моменты обсуждаются на круглых столах с представителями бизнеса, региональных структур нанимателей. Последние очень важны, ведь проблема в большей степени касается не столицы и других больших городов, а именно регионов страны.

— Проблемные предприятия есть и в больших городах. С точки зрения бизнеса, наверное, поднять их эффективность несложно. Оставить небольшое число высококлассных специалистов, закупить новейшее оборудование и малыми силами обеспечить выпуск востребованной продукции. Но для государства такой подход вряд ли приемлем: а что делать с сокращенными людьми? Возможен ли в этом конфликте интересов компромисс?

  Кто обычно выступает основными субъектами любого рынка труда? Это государство в лице органов, регулирующих занятость. Это работодатели и работники. Это профсоюзы. И обязательные посредники — кадровые агентства и прочие структуры. Так вот, если функции всех этих субъектов четко отрегулированы и юридически организованы, эти субъекты друг друга дополняют, а сам рынок труда эффективно функционирует. Если же кто-то недорабатывает или же вовсе исключен из этой системы, рынок труда останется проблемным.

Что же касается крупных и проблемных сегодня предприятий — приведу пример Минского мотовелозавода. Когда-то это предприятие было успешным. Сегодня оно нуждается в санации — при том, что рынок мотоциклов и велосипедов развивается, спрос на продукцию есть. Так вот, насколько я знаю, есть группа специалистов-энтузиастов, готовых открыть на базе ММВЗ эдакое “тюнинговое ателье”. То есть выполнять частные заказы отверточным методом. Понятно, что для начала при этом потребуется небольшое число людей. Не тысячи, а скорее лишь десятки. И тем не менее государству, полагаю, стоило бы к подобной инициативе отнестись благосклонно. Ведь подобное производство, как показывает опыт соседей, со временем лишь расширится. Соответственно, начнут появляться новые рабочие места. Достаточно сказать, что с небольшого отверточного производства не так давно начинал российский Stels, а сегодня он, по сути, подмял наш велосипедный рынок. Словом, варианты есть. И при этом государству даже не надо создавать какие-то тепличные условия таким инициаторам.

— Ваш прогноз: что ждет ситуацию на рынке труда в нашей стране?


— Все будет зависеть от того, как будет работать экономика. Будет расти производство — увеличится и спрос на профессионалов. Пока сложно утверждать, что рынок занятости вот-вот начнет демонстрировать положительные тенденции. Но я не пессимист. Наши люди весьма предприимчивы, каждый гражданин сам для себя ищет решение этого вопроса. Кто-то — новую работу, другой задумывается об открытии собственного бизнеса, третий уезжает работать за границу. Начнется экономический подъем — улучшится и ситуация на рынке труда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter