Рабочие вопросы требуют ответов

О взаимоотношениях нанимателя и нанимаемого

«В гробу они друг друга видели». Минувшим летом многие СМИ всколыхнула история о мастере предприятия ритуальных услуг, который заставлял работников, отказывающихся выполнять его своевольные требования на грани самодурства, самим... ложиться в гроб. Затем гроб заколачивали и опускали в яму. На время. В профилактических целях. Против горе–начальника тогда возбудили уголовные дела, в том числе и за превышение служебных полномочий. И поделом. Но это лишь один из резонансных примеров измывательства работодателя над подчиненными, за которое неминуемо последовало возмездие. А сколько остается просто пресловутым сором в избе! И ведь законодательно к ним порой не подкопаешься.


Тему взаимоотношений нанимателя и нанимаемого на днях обсуждали на пресс–конференции в Минске. Среди спикеров — председатель Белорусской ассоциации кадровиков Вадим Сорока, юристы, специализирующиеся на трудовых спорах, директора по персоналу. Я услышал немало примеров, хотя абстрактных — имена «провинившихся» компаний и предприятий предпочли не разглашать. Истории типичны по сути (прегрешения на почве «я — начальник, ты — дурак», пожалуй, стали явлением хроническим), только немного различны по форме. Как вам случай, когда после полутора месяцев всевозможных собеседований человек таки устроился на работу, а директор его уволил в первый же день? Официальная формулировка — «не прошел испытательный срок»... То есть не выполнил задание. Неконкурентоспособен. Неофициальная — «не понравился». В другой крупной конторе, чтобы не платить одному из ее руководителей бонусы за реализацию годовой программы, в одно утро служба безопасности (по просьбе самого главного, само собой) просто не пустила его на порог. И ладно бы речь шла о прописанной в контракте зарплате (ее можно было бы отвоевать через суд), так ведь нет — о премии, которой когда–то на словах пытались стимулировать сотрудника.


«Что делать?» — размышляли в ходе дискуссии. Подключать юристов и добиваться правды? Возможно. Согласно предоставленной мне статистике 90 процентов дел заканчиваются не в пользу работодателей. Но давайте представим, что будет дальше. Наниматель и подчиненный не сработаются уже практически наверняка. Начнется травля, продолжатся склоки, будут созданы, как говорится, невыносимые условия труда. Так какой смысл в таком сотрудничестве?


За рубежом отношения между начальником и подчиненным регулируются всевозможными этическими кодексами, которые так же обязательны к исполнению, как и нормы нашего кодекса трудового. О создании подобных документов мечтают и наши кадровики. Но приобретут ли они у нас практическую основу? Или все же останутся теорией? Ведь отношения зависят от потребностей того или иного бизнеса. Если предприятию важен работник, оно никогда не допустит себе вольностей. Другое дело, что более протоптанным остается путь — «незаменимых нет».


Но только вот вопрос: будет ли будущее у таких компаний? Уверен, дурную славу о них бывшие сотрудники распространят со скоростью ветра: в социальных сетях, которые сейчас напоминают известную теорию шести рукопожатий, в интернет–форумах да просто среди знакомых. Директора сколько угодно могут нахваливать себя, но если двери в местную кухню будут публично распахнуты — пиши пропало.


Этим, кстати, пользуются и нерадивые сотрудники. Менеджер по продажам условный Петр халтурил и ленился, и не уволить его было бы попросту нечестно. И вот Петр начинает мстить: изливать обиды в интернет. Анонимно? Скорее всего. Испортит ли такая анонимка репутацию? Может быть. Конечно, умный да поймет. На заборах тоже много всего пишут. А руководство бывшего работодателя, возможно, на тявканье моськи на слона даже и не отреагирует. Именно так поступили представители одного из крупнейших украинских автодилеров. Их ответ, а почему мы должны оправдываться (мол, всем насильно мил не будешь), кажется оптимальным. Зачем пользоваться теми же методами и делать выпады из–за угла вроде «сам дурак»?


И все же хочется компромисса. Можно, конечно, работать и из–под палки, опасаясь штрафов, репрессий и других подобных мер. И результат тоже будет. Но на секундочку стоит задуматься: а когда тот или иной работник скинет с себя оковы и поменяет место работы? А двое работников? А трое? Что они расскажут другим? Соблюдут ли корпоративные политесы? Не думаю. А потянутся ли после этого в компанию новые сотрудники? Возможно, и потянутся, но, наверное, не те... А это вопрос прибыли и репутации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter