"Вступительный марафон нужно сократить"

К подготовке проекта новых Правил приема в высшие учебные заведения Белорусский государственный университет, как и положено флагману высшей школы, подошел фундаментально: он предложил свой собственный вариант будущего документа. Прокомментировать основные его положения мы попросили проректора по учебной работе БГУ Виктора САМОХВАЛА.
К подготовке проекта новых Правил приема в высшие учебные заведения Белорусский государственный университет, как и положено флагману высшей школы, подошел фундаментально: он предложил свой собственный вариант будущего документа. Прокомментировать основные его положения мы попросили проректора по учебной работе БГУ Виктора САМОХВАЛА. — В первую очередь, Виктор Васильевич, бросается в глаза существенно усеченный срок приемной кампании – экзамены и зачисление на все виды обучения вы предлагаете провести в июле. Почему? — Потому что бесконечный и достаточно тяжелый марафон нынешней вступительной кампании (а в этом году их получилось, по сути дела, две – на дневное и заочное отделения плюс конкурс на платное) никому не пошел на пользу. Устали абитуриенты, не отдохнули преподаватели, под угрозой оказалась подготовка аудиторий к новому учебному году. Да, формально мы пошли навстречу выпускникам, не поступившим, скажем, вначале на бюджетное отделение, затем на платное, потом в средние специальные учебные заведения, и оставили им еще один шанс в виде поступления на заочное. Но, во-первых, нельзя же вплоть до 1 сентября искать, где бы учиться, лишь бы учиться. Во-вторых, заочное образование предназначено все-таки не для «трудоустройства» выпускников, а для тех, кто уже работает по специальности и хочет повысить свой образовательный уровень. Вот почему мы предлагаем ограничить вступительную кампанию одним месяцем – июлем — и проводить единые испытания на все формы обучения, зачисляться на которые абитуриенты будут уже в зависимости от набранных баллов. — Некоторые ваши коллеги предлагают поискать резерв времени в отмене деления вузов на два потока. Ваши предложения? — В нашем варианте проекта правил два потока оставлены. Это позиция и ректора, и преподавателей БГУ: абитуриенту должны быть предоставлены варианты выбора именно вузов. В случае перехода на один поток его надо «компенсировать» разрешением подавать документы в два вуза. В стране, кстати, проводился такой эксперимент, хотя многие вузы посчитали его неудачным. БГУ был, пожалуй, единственным учебным заведением, где абитуриентам экзамены разрешали переносить, если они совпадали по срокам с испытаниями в других вузах. Сейчас, когда в вузе сдается, по сути дела, один экзамен, это вообще можно делать без проблем. — При условии, что по двум остальным абитуриенты представят сертификаты централизованного тестирования. Но к этой форме контроля знаний тоже отношение неоднозначное… — Видите ли, здесь кроется комплексная задача, у которой есть несколько решений. Если бороться с субъективизмом, то, конечно, тестирование справляется с этим лучше других. Но если мы все три экзамена будем проводить в форме тестирования, то есть опасность возникновения абсурда, когда, скажем, немой человек, сдав на «отлично» тест по иностранному языку, поступит на переводческий факультет. Переход только к этому виду контроля знаний может погубить и школу, обучение в которой сведется к натаскиванию на запоминание терминов и определений. Дети перестанут писать сочинения, доказывать теоремы… Кстати, один из наших преподавателей, кандидат химических наук, который готовит к международным олимпиадам белорусских школьников, попробовал в этом году сдать платное тестирование по химии. Набрал 8 баллов, сделав вывод, что сверхсложный тест может служить проверкой памяти абитуриента, но никак не показателем усвоения им науки под названием «химия»… — И что вы предлагаете? — Как и в нынешнем году, мы предлагаем проводить два экзамена в виде централизованного тестирования, а также оставить за вузами право зачислять на ряд специальностей по трем сертификатам ЦТ. Но при этом разделить экзамены на первый профильный и второй. В каком виде проводить вступительное испытание по первому профильному предмету – решает вуз. Совершенно очевидно, что в БГУ, например, при поступлении на физический или химический факультеты абитуриенты должны сдавать физику или химию непосредственно в университете, потому что это базовые, классические, основополагающие предметы, где важно проверить умение абитуриента решать задачи. А для того же факультета международных отношений такой определяющей дисциплины нет – здесь можно принимать и по трем сертификатам ЦТ. Разделение профильных дисциплин на «первую–вторую» позволит отдавать предпочтение тем абитуриентам, кто при равном количестве баллов лучше сдаст первый профильный предмет. А также, на наш взгляд, разрешит проблему с победителями олимпиад, которая возникла в этом году. Ведь по правилам они могли поступать без экзаменов на факультеты или специальности по одному из профильных предметов. Ну, например, победитель олимпиады по истории Беларуси мог идти в иняз, а по математике – на юридический факультет… Это, наверное, не совсем правильно, поскольку цель олимпиадного движения – поиск талантливых ребят в той или иной отрасли знаний, а не поступление в вуз без экзаменов. Логично и правильно, если победителя математической олимпиады будут принимать без испытаний на мехмат, а исторической – на истфак. В медицинские университеты, наверное, таким образом могут поступать лучшие в химии или биологии… А логичнее всего было бы определить перечень специальностей для «олимпийских» предметов, а в остальных случаях просто выставлять за них 10 баллов. — В прошлом году в БГУ на ряде специальностей возникла сложная ситуация с абитуриентами, имеющими право на зачисление вне конкурса, – их оказалось почти столько же, сколько и бюджетных мест. Проблему можно считать закрытой? — Решение не проводить внеконкурсное зачисление лиц, обладающих рядом льгот, на специальности, где в предшествующей кампании претендовало более 5 человек на место, можно назвать половинчатым. Потому что тут же возник огромный конкурс там, где внеконкурсное зачисление сохранилось… На наш взгляд, было бы разумно вообще зафиксировать специальности, где оно не может проводиться по определению. Конечно, вопрос социальной защиты определенных категорий абитуриентов достаточно деликатный, но его тоже нужно решать. Приведу пример. В прошлом году на факультет международных отношений было зачислено вне конкурса восемь инвалидов. По достижении ими 18 лет (после прохождения медкомиссии) лишь у двух студентов была подтверждена инвалидность… — И последний вопрос, Виктор Васильевич. Правила приема на пять и более лет – это реально? — Это замечательно. Основной недостаток правил приема в том и заключался, что их меняли каждый год. Конечно, пределов совершенству нет, но должен же быть, в конце концов, какой-то порядок – не так уж кардинально меняются у нас социальные условия. Это надо и школьникам, и учителям и, разумеется, вузам. Но у БГУ в связи с этим одно существенное предложение. Поскольку правила будут долгосрочные, то и положение о приемной комиссии надо сделать таким же, а не менять для проформы ответственного секретаря и его заместителей каждые три года. Они ведут огромную техническую работу, на которую, поверьте, не каждый способен и согласен. Менять надо тех, кто допускает ошибки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter