"Верный в малом и во многом верен"

Митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, ответил на вопросы газеты «Рэспубліка»
Митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, ответил на вопросы газеты «Рэспубліка». — Ваше высокопреосвященство, готовясь к разговору с вами на тему, которую осмелюсь предложить, я исходил, прежде всего, из вашего огромного жизненного опыта. Хотелось попросить вас с высоты прожитых лет выказать свое отношение именно к этическим аспектам человеческого общежития. Не кажется ли вам, что именно они сегодня выходят на передний план, значительно, на мой взгляд, опережая по актуальности материальные, политические и даже правовые? — Думаю, что этические проблемы всегда стояли на переднем плане человеческой жизни. Размышлять об этических предметах и категориях становится легче, когда представляешь точное значение этого термина. Ведь в переводе с греческого языка слово «ethos» значит «обычай», «нрав», «характер». Согласитесь, что возникновение личных и общественных проблем, способы их решения — все лежит в области внутреннего мира человека, все определяется строем его личности: начиная с характера и заканчивая принципами и правилами его отношения к другим людям. Отсюда происходит умение личности жить в обществе или, наоборот, ее антиобщественный характер. Этика человеческих взаимоотношений определяет лицо общества. Иными словами, там, где человек уважаем своими ближними, где его права и интересы охраняются властями, где его личное поведение уважительно по отношению к другим, — там лежит источник общего благосостояния семьи, народа, целой страны. В быту и в повседневной жизни основы этики человеческих отношений тоже базируются на вещах простых и совершенно понятных каждому. Приведу пример: по-моему, Антон Павлович Чехов сказал, что ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Если уж это было актуально в его время, то как же это важно для нас сегодняшних… Впрочем, категории этики можно выразить и более мудреными словами: например, Кант определял этику как науку о должном в системе. Но во всех случаях и при всех определениях совершенно ясно, что существует, — должен существовать! — общий принцип построения этой самой системы отношения человека к самому себе и окружающему его миру, в первую очередь к человеческому роду. В христианстве этот принцип называется «золотым Евангельским правилом», которое прозвучало из уст Господа Иисуса Христа: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Можно вслед за Кантом назвать этот принцип «категорическим императивом», но, по сути, это ничего не изменит. Потому что совесть каждого человека, если она еще не совсем мертва, всегда подскажет ему, что соблюдение именно этого правила может превратить жизнь в рай, а его систематическое нарушение — в ад. Подтверждением тому служит не только вся история мировой цивилизации и культуры, но и частная жизнь личности. Поэтому вы совершенно правы: этические стороны человеческого бытия всегда опережают по актуальности и материальные, и политические, и правовые стороны жизни. Потому что центральной в этике всех времен и народов была и остается проблема борьбы добра и зла. — Очень важно проанализировать, как сегодня общаются в нашей стране люди разных возрастов, вкусов, политических пристрастий. Даже если все это может быть полярным или, по крайней мере, не совсем совпадать... Вы могли бы, владыка, как глава Белорусской Православной Церкви и как просвещенный и умудренный годами муж, поделиться с читателями своими наблюдениями, советами, а также подсказать выход заблудившимся на этом пути? — Мне думается, что одним из ключевых качеств, которое способно объединить людей с разными взглядами и убеждениями, является верность. Попробуем задать самим себе вопросы: «Чему и кому я верен до конца?», «В чем я верен даже до смерти?», «Ради чего я живу и за что я готов отдать мою жизнь?» Честные ответы на эти вопросы способны определить глубинную суть личности. Иное дело, что нужно еще суметь ответить на них даже перед самим собой, не говоря уж о том, чтобы делать эти ответы достоянием гласности. Здесь вот в чем дело: тот, кто способен проявлять верность слову и делу, другу и профессиональному долгу, своим убеждениям и верованиям, — тот имеет личностный стержень, он становится интересен как личность и достоин уважения. Даже если он человек иных убеждений, с ним можно находить общий язык. При условии, однако, что его верность осознанна и не имеет ничего общего с фанатизмом. В одной из Евангельских притчей Христос Спаситель говорит: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16: 10). Здесь тоже сокрыта одна из этических первооснов личности и общества. Ведь в любви и в дружбе, то есть в основополагающих проявлениях внутреннего мира человека, верность — это неотъемлемое условие подлинных отношений и одновременно их качество. А о человеке мы точнее всего можем судить по тому, как глубоко он умеет любить и как преданно дружить. Вы обращали внимание, с каким особым молчаливым уважением относятся друг ко другу военные ветераны, солдатские и офицерские вдовы Великой Отечественной, афганской, чеченской войн? Наверное, тот, кто видел смерть в лицо, кто терял своих друзей, товарищей и любимых, — тот измеряет жизнь другими мерками. Думаю, причины здесь кроются в том, что на войне вопросы смысла жизни и цены смерти переходят из области отвлеченной теории в план практических действий. С религиозной точки зрения человек живет в состоянии постоянной духовной борьбы. Вспоминается известное высказывание Федора Михайловича Достоевского о том, что Бог и сатана борются, а поле битвы — сердце человека. Мы в полной мере переживаем на своем личном опыте противостояние добра и зла. Если слегка перефразировать известное присловие, то можно сказать, что христиане ведут постоянную духовную борьбу не на смерть, а на жизнь. И в этой битве с врагом рода человеческого, называемым диаволом и сатаною, одни становятся победителями, другие капитулируют, третьи претерпевают тяжкие ранения, четвертые стоят на передовой, пятые трудятся в тылу, шестые дезертируют, седьмые учат новобранцев, восьмые командуют войсками и так далее… Вот видите, с какой неожиданной стороны мы подошли к теме знаменательной годовщины, которая предстоит в мае нынешнего года! И это тоже не случайно. Миссия Святой Церкви в обществе по своей природе патриотична, и потому для православной проповеди характерны консервативные ценности: любовь к Родине, личная и гражданская честь, патриотизм в его глубинном, историческом понимании, наконец, выражаясь поэтически, «любовь к отеческим гробам». Многие ветераны во время бесед говорили мне, что в окопах нет неверующих. Это заставляет с особой ответственностью относиться к духовному воспитанию воинства и к окормлению военных ветеранов. Их становится все меньше, а тех, кто хотел бы переписать историю, — все больше. И мы видим свой долг в сохранении живой памяти о нашей настоящей истории, обо всех военных испытаниях, которыми было так богато двадцатое столетие! Это необходимо еще и для того, чтобы молодые поколения знали правду. — Если позволите, ваше высокопреосвященство, такую параллель на заданную тему: лучшего времени, чем период Великого поста, в который и проходит наш разговор, для нравственного очищения и родства человеческих душ и поступков, пожалуй, и не подобрать. Не зря ведь писано: «Постясь телесно, постимся и духовно...» Наверное, установленный Церковью пост в этом смысле может объединить не только верующих? — Пост — это прежде всего духовное состояние. Соблюдение ограничений, связанных с телесной природой человека, является лишь средством для достижения главной цели поста: примирение с самим собой, с окружающими людьми, с Богом. Не зря говорится: «Примирись с собою, и тогда Небо и земля пребудут с тобою в мире». Не случайно Великий пост начинается с чина прощения, с Прощеного воскресенья. Ведь простить — во многом означает понять своего обидчика. Для этого нужна мудрость. Она же не дается даром, и как говорил Премудрый Екклесиаст в Книге притчей: «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. 1: 4). Для того и пост, чтобы стать умнее, добрее, понятливее по отношению к своему ближнему и честнее по отношению к Творцу. Знаете, я не питаю иллюзий по поводу духовного объединения общества в период поста… Ведь для кого-то пост — это «весна обновления», а кто-то видит в нем лишь более или менее рациональную систему питания, применяемую, например, с целью похудения. Впрочем, если вообще что-то видит. К тому же, чтобы пост стал поводом для духовного объединения общества, самому обществу необходимо точное понимание того, что же такое духовность. Для верующего христианина это все, что связано со Святым Духом, с третьим Лицом Пресвятой Троицы. Но мы нередко слышим, как всуе к «духовности» относят эстраду, литературные или живописные плоды чьего-то болезненного мировоззрения, а то и вовсе симптомы поврежденной психики какого-нибудь автора. Поэтому будем различать духовное и душевное, разумея при этом, что первое принадлежит исключительно Святому Духу, а второе в значительно большей своей части — князю мира сего. — Но помочь водворить мир, согласие и подавляющее преимущество добра над злом в очень разнородном людском «муравейнике» способно искусство, в частности музыка. Насколько мне известно, вы, ваше высокопреосвященство, в книге «В послушании преданный», которая вышла к 25-летию вашего архипастырского служения на белорусской земле, вспоминаете с особым трепетом о благородной классической музыке, прежде всего русской, с которой вы росли в семье и с которой, надо полагать, не расстаетесь и сейчас... — Пытаюсь не расставаться… Очень немного времени удается выкроить для слушания музыки. Конечно, хорошая музыка способна в определенной мере гармонизировать душу человека, и нравственная литература прививает вкус к слову, дисциплинирует ум и расширяет кругозор… Но этого далеко недостаточно для водворения мира и согласия между людьми, для умиротворения души. Порою выдающиеся музыканты бывают невыносимыми соседями, а среди изысканных литераторов или художников могут попадаться лицемеры и горькие пьяницы. Вообще, талант без твердых нравственных основ и религиозных убеждений может плодить чудовищ. Поэтому, мне кажется, не музыка сама по себе, не искусство с большой буквы облагораживают общество и обогащают человеческую культуру, но те, кто несет свет миру, кто является его солью, каким бы видом деятельности они ни занимались. Именно о них образно говорит Христос Спаситель, обращаясь к Своим последователям: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?.. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 13, 14). В этих словах одновременно и ободрение, и предостережение от того, чтобы христианин не пренебрег своей высокой духовной и нравственной ответственностью перед Богом и людьми. — В интервью газете «Рэспублiка» ровно десять лет назад, отвечая на вопрос корреспондентов о людской греховности как таковой, вы сказали: «Наша всеобщая греховность не есть «недостаток», а драма каждого из нас и общества в целом». Как вы думаете, продвинулись ли мы все вперед за это время по пути к этическому совершенству? — Этика человеческих взаимоотношений подобна подвижной среде — воде, морю, океану. Состояние этой среды переменчиво, да и состав ее претерпевает изменения. Но я искренне надеюсь и верю, что за последние пятнадцать-двадцать лет межчеловеческие отношения в нашем обществе стали светлее благодаря тем, кто привнес в них Свет Христов; верю, что эта среда все-таки становится здоровее, потому что многие смертоносные бактерии и вирусы, заражающие ее, не выдерживают осоления христианской верой. Совершенство человеческих отношений в обществе в целом едва ли достижимо, во всяком случае, в нашей земной жизни. Но в жизненном круге каждого из нас есть место для этого совершенства, есть пути для стремления к нему и есть средства для достижения искренней любви, глубокой преданности и мужественной верности. Все это и многое другое, что определяет качество взаимоотношений между людьми, находится на путях исполнения заповеди Господа Иисуса Христа, которая прозвучала из Его уст около двух тысяч лет назад в Сионской горнице в Иерусалиме: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13: 34). — Благодарю, владыка, за интервью. Мы поздравляем вас с 70-летием и желаем крепкого здоровья, духовных и земных благ. Долгих вам лет жизни и дальнейшего плодотворного служения народу Божию! — Сердечно благодарю читателей и сотрудников газеты и взаимно благожелаю мира и благоденствия всем вам, вашим родным и близким и всему народу нашему!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter