"Толья, ты звьязда!"

Альхимовича впечатляют сильнее те гонки, в которых он побеждал, но не только... Свой долгий и тернистый путь в большой автоспорт один из самых известных гонщиков Беларуси, многократный призер союзных и сверхпопулярных в прошлом международных турниров "Золотая осень" Анатолий Альхимович начинал за рулем "раскладушки с мотором". Так мило называл он свой гоночный карт. А закончилась его звездная карьера уже в сборной СССР по шоссейно-кольцевым гонкам. -- Анатолий Николаевич, как, любопытно, начинался ваш путь в гоночную стихию? -- Сразу был мотоцикл, затем карт, а уж потом формула. После первых успешных выступлений в картинге за команду БПИ, вместе с товарищем Валерой Лукашевичем перешел заниматься в Республиканский спортивно-технический клуб. Быстро освоились и стали лидерами команды. В Таллинне тогда развернулось серийное производство спортивных автомобилей. Одна из первых моделей называлась "Эстония 15". Это была юношеская, но в то же время серьезная машина, с обтекателями, кузовом из стеклопластика и другими "наворотами". Две из них пришли в клуб, одна досталась мне. В 1968 году проходило первенство Беларуси в классе этих автомобилей, в котором удалось выиграть. Так я и сел за руль формулы. -- Какая гонка в вашей карьере запомнилась больше всего? -- Впечатляют сильнее те, в которых побеждаешь. Но есть и такие гонки, где викторию упускал за круг до финиша, а то и ближе. К примеру, звание чемпиона Союза ушло от меня за круг до клетчатого флага -- попал в аварию не по своей вине, а шел первым. Есть и особенная гонка, которая помнится, наверное, и моим болельщикам. В те далекие времена также разыгрывался многоэтапный престижный турнир "Кубок дружбы", в котором принимали участие сборные СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии и других государств. Так называемая альтернатива "Формуле-1" для социалистического лагеря. В 1976 году один из этапов проходил в Минске, на котором мог быть первым. Но не судьба. Тренеры команды в "играющую четверку" Альхимовича не включили и оставалось лишь работать на нее. После контрольных заездов ко мне подошел чех, Илек Карел, и говорит: "Толья, ты звьязда!" Еще не знал, что показал фантастический результат -- 1,46 на круге и выиграл "поул позишн". Наш наставник Андреев приказал мне не обгонять зачетную четверку. Молодой был, "ершистый", уступать не хотел. Для большей сговорчивости меня поставили в последний ряд. Но ничего, "понеслись", на первом круге уже был третьим, потом вторым, первым. К последнему кругу "вез" около 800 метров девятикратного чемпиона Союза Мадиса Лайва. Шансы на победу у него были лишь теоретические. Тренеры потребовали сбросить газ. Разозлился, но вынужден был пропустить. Система-то советская, не выполнишь команды -- прощай сборная. Остановился прямо на финишной черте. Мадис подъехал и стал рядом. Махнул ему рукой, и мы финишировали... -- Технику, к этим стартам, наверное, готовили специально? -- Автомобили действительно получали "сыроватые", да еще с серийными двигателями, для серьезных гонок они не годились. Приходилось доделывать. Работали с тормозами, коробкой, подвеской и т. д. Не говоря уже о моторе. Его готовил только сам. И без ложной скромности скажу, что двигатель был не самый худший, так как у меня был супернаставник -- Женя Радько, чемпион мира по водно-моторному спорту на скутерах. Он и научил чувствовать это "железо"... -- Хороший автомобиль еще и водить нужно уметь! -- Это уже пришло, когда в сборную попал. Спасибо Володе Грекову из Краснодара. Перед одной гонкой спросил у него: "Какую коробку передач поставил?". Ответил, что мне еще рано такую иметь, не то мастерство. Ослушался и поставил аналогичную коробку. А результата нет. Внимаю его совету, меняю ее, и все получается. Сразу появился ход, улучшилось время. В Таллинне он меня здорово "потаскал" за собой. Смотрел его точки входа, среза, выхода, торможения. Так и "натаскался" до высокого уровня. -- Как вы охарактеризуете нынешнее состояние дел в белорусском автоспорте? Пока одни сожаления. Картинг еще кое-как живет, а остальное... Большинство видов уже закрыты. "Кольца" нет, несколько человек приобрели машины да и гоняют в Литве, в России, а в последнее время уже и их не видно. А все из-за того, что отсутствует свой республиканский турнир. Раньше по 30 "авто" только из Беларуси на старт первенства выходили, не говоря уже о гостях. А сейчас сколько? Столько, сколько и трасс... Ралли у нас тоже нет. Ралли на трековых машинах это просто несерьезно. Порвалась связь времен. Кроме трековых гонок людям показать нечего. Да и имеющийся трек оставляет желать лучшего. Что-то, конечно, делается, но нужен системный подход. Был у нас однажды один многообещающий проект -- "Гонки для Беларуси". Благодаря ему жили как в сказке, которую подарили немцы. Машины, резину, экипировку -- все дали. По одной трассе с Ральфом Шумахером белорусы ездили в "Формуле-Юниор". В одной "кухне варились" с такими знаменитыми пилотами, как Девид Култхард, Жиль де Ферран. И результат появился. Дима Белобародов стабильно привозил очки. Но никто нам не помог. Со всей Беларуси лишь два человека оказали содействие. Все захотели быстро обогатиться на этом проекте. А ведь это был отличный шанс для отечественного автоспорта... -- Кто является вашим кумиром среди признанных гонщиков? -- Нравился Прост, думающий пилот. Теперь, несмотря на все закулисные разговоры о нем, -- Михаэль Шумахер. Он умеет работать с командой. Когда немец говорил, что через два года они будут чемпионами планеты, это были не просто слова. -- А кто импонирует из наших гонщиков? -- Из нынешних отметить некого. А из "бывших" -- Володя Греков, десятикратный чемпион Союза. Друзья по сборной -- многократные его победители Энн Гриффель, Мадис Лайв, Юкк Рейнтамм, Юрий Андреев.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter