"Рынки стран СНГ должны быть шире открыты друг другу"

Задача повышения эффективности экономики весьма актуальна для всех стран СНГ. Особая роль здесь отводится зоне свободной торговли (ЗСТ). Как она формируется? Какие возникают проблемы, что в перспективе? Позиция и инициативы Беларуси? По этим и другим вопросам в беседе с корреспондентом «Р» размышляет начальник Управления стран СНГ и ЕвразЭС нашего МИДа Олег Лаптенок.
— Олег Николаевич, каков вес государств Содружества в мировой экономике? — СНГ – региональное сообщество. Тенденция к строительству и укреплению региональных блоков сегодня преобладает во всем мире. Такие межгосударственные объединения создаются, прежде всего, для более эффективного использования национального потенциала, повышения конкурентоспособности выпускаемой национальной продукции и продвижения ее на мировые рынки. Сегодня на долю государств СНГ приходится примерно десять процентов производимой и потребляемой в мире электроэнергии, 5—6 потребляемых и 10 процентов добываемых мировых объемов нефти. Соответственно 23 и 28 процентов мировой добычи газа. Страны Содружества производят девять процентов стали, поставки которой составляют 16 процентов мирового экспорта. Еще доля государств СНГ: свыше 15 процентов первичного алюминия, более 10 – меди, около 30 процентов никеля. Они экспортируют свыше 17 процентов вооружений. В этих странах занято 12 процентов ученых мира, мы располагаем 12 конкурентоспособными микротехнологиями из 55 известных сегодня в мире. — И при каких условиях этот совокупный экономический потенциал сможет заработать на полную мощь в интересах Содружества? — Только тогда, когда между странами СНГ будет обеспечено свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Важнейший этап на пути к достижению этой цели – формирование зоны свободной торговли с постепенной трансформацией в общее экономическое пространство. ЗСТ призвана решать многие важные вопросы. Это обеспечение взаимного недискриминационного доступа на национальные рынки. Стимулирование торговых, производственных и кооперационных связей. Упрощение и унификация таможенных процедур. Организация эффективной информационной поддержки торгового обмена в рамках СНГ. Начало формирования ЗСТ было положено подписанием в 1994 году Соглашения о зоне свободной торговли, дополненного в 1999 году специальным протоколом. Оно является безусловным приоритетом стран Содружества. — Насколько Беларусь заинтересована в формировании ЗСТ? — Наша республика – экспортно-ориентированная страна. Приведу некоторые любопытные данные. Беларусь занимает лишь один процент общей территории стран СНГ. Ее население составляет только 3,5 процента общей численности населения государств Содружества. В то же время по объемам внешней торговли наша республика уступает только России и Украине, опережая Казахстан и другие государства СНГ. Мы экспортируем 90 процентов производимых тракторов и автомобилей, 80 – калийных удобрений, химических волокон и нитей. Еще более 70 процентов металлорежущих станков, холодильников и морозильников. Удерживаем три процента мирового рынка тракторов и 10—15 процентов — рынка большегрузных самосвалов. Это внушительные показатели. По открытости своей экономики – а этот фактор оценивается по соотношению экспорта к объему валового внутреннего продукта – Беларусь занимает первое (!) место среди стран СНГ. Такое соотношение составляет в нашей республике почти 60 процентов. Это на 20—30 процентов больше, чем в России, Казахстане или Украине. В среднем по Содружеству эта цифра равняется 33,8 процента. Отсюда вывод: экспортная ориентация экономики нашей страны требует создания благоприятных внешних условий для ее наращивания и в дальнейшем. Именно поэтому Президент Беларуси А.Г.Лукашенко столь много внимания уделил вопросу скорейшего завершения формирования зоны свободной торговли во время состоявшейся у него 26 марта сего года встречи с руководителями внешнеполитических ведомств стран СНГ. Они участвовали в заседании Совета министров иностранных дел Содружества, которое проходило в Минске. Обмен мнениями был весьма продуктивный, что задало необходимый импульс для дальнейшей работы в данном направлении. — Какие наиболее сложные проблемы необходимо решать при создании этих зон? — Главнейшая – взимание налогов и сборов, и в первую очередь налога на добавленную стоимость (НДС). Чтобы не утомлять читателей анализом данной проблемы, кратко скажу лишь о ее сути. В мировой практике существуют два принципа взимания НДС – по месту производства и месту потребления. Первый применяется, как правило, при налогообложении внутреннего производства и потребления, второй – во внешней торговле. С 2000 года страны СНГ пришли к соглашению о переходе во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу «страны назначения». С этой целью создана необходимая законодательная база. Большинство государств Содружества провозгласило де-юре данный принцип, он применяется в 90 процентах случаев. В то же время в 10 процентах случаев сохраняется несимметричное, или двойное налогообложение. — Значит, нужно установить единый порядок взимания косвенных налогов по принципу «страны назначения». Что же предпринимается в этом плане? — Предпосылкой для решения проблемы является новая интеграционная инициатива по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). Над его созданием сейчас вместе работают Беларусь, Казахстан, Россия и Украина. Президент А.Г.Лукашенко в послании Национальному собранию и белорусскому народу свою позицию изложил четко и принципиально. Мы готовы к самым серьезным решениям по передаче полномочий структуре, обеспечивающей функционирование единого экономического пространства. Этот проект будет успешным, если все участники «четверки» по примеру Евросоюза признают обязательным для себя единый свод правил экономических взаимоотношений. Если договариваться, то только всем четверым вместе (Беларуси, Казахстану, России, Украине), без всяких оговорок и исключений, подчеркнул глава нашего государства. На прошлой неделе парламенты Казахстана, России и Украины ратифицировали Соглашение о формировании ЕЭП. За его ратификацию 23 апреля проголосовала Палата представителей Национального собрания Беларуси. В случае успешной реализации проекта перспектива расширения взаимной торговли будет – по крайней мере должна — побуждать все четыре участвующих государства к активным действиям по формированию ЕЭП. При такой системе принцип взимания НДС для всех стран – членов ЕЭП должен быть одинаков. Достигнутый положительный эффект в последующем полезно дополнит дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках ЕвразЭС, а также послужит интересам укрепления СНГ. — Олег Николаевич, а в каком состоянии нынче нормативно-правовая база для зоны свободной торговли? — Сразу же подчеркну: формирование и укрепление ее – ключевой фактор в этой ситуации. Речь идет о такой базе, которая регламентирует режим свободной торговли, развитие форм торгово-экономического сотрудничества. Далее – образование финансово-промышленных групп, координацию торговой политики в отношении третьих стран. Сегодня эта база охватывает 40 договоров и соглашений. В своей совокупности они создают эффективный инструмент последовательного формирования режима свободной торговли. В них получили отражение такие важные факторы обмена товарами, как условия и процедура защитных мер, обеспечение добросовестной конкуренции, порядок разрешения споров и многие другие. Во взаимной торговле стран СНГ сейчас из 11 тысяч позиций товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности тарифные ограничения (изъятия) зафиксированы по 26 позициям. Предусмотрена возможность применения нетарифных ограничений, но они охватывают лишь 200 видов товаров из упомянутых 11 тысяч позиций. И что же имеем? Да, есть тенденция к либерализации взаимного торгового обмена в рамках СНГ. Несмотря на это, на практике страны Содружества временно сохраняют ряд ограничительных мер регулирования импорта и экспорта товарной продукции. И достаточно широко применяют нетарифные ограничения. Так, например, квотирование как ограничительная мера применяется к ряду «чувствительных» секторов торговли. Беларусь применяет квоту при импорте алкогольной продукции, табачных изделий, тростникового сахара-сырца. При экспорте — по минеральным удобрениям, отходам и лому черных и цветных металлов. — Эти ограничительные меры – своего рода барьеры на пути создания ЗСТ? — Они продиктованы объективными причинами. Речь идет об охране здоровья населения, защите окружающей среды в условиях растущей массы товаров, потребление которых может вызвать негативные последствия. Однако в ряде случаев технические барьеры выступают и средством ограничения импорта в интересах внутригосударственных производителей отечественной продукции. Состав количественных ограничений, выходящих за рамки, предусмотренные Соглашением о создании ЗСТ, ежегодно корректируется в сторону уменьшения. Сошлюсь на положительный пример Беларуси: нынче в январе Совет Министров отменил более 500 экспортных таможенных пошлин. В целом, однако, такие ограничения отвечают общемировой практике. Препятствием во взаимной торговле являются также и антидемпинговые расследования, которые страны СНГ проводят по отношению друг к другу. — Подведем, Олег Николаевич, итог: что же сегодня мы имеем в создании ЗСТ? И каковы здесь перспективы? — Увы, через 13 лет после образования СНГ формирование режима свободной торговли в Содружестве все еще не завершено. Сложностей немало. Возьмем важнейшую проблему – устранение тарифных ограничений из режима свободной торговли. К сожалению, работа по согласованию поэтапной отмены этих изъятий в странах СНГ лишь в начальной стадии. Рассматривается возможность не позднее 1 января 2005 года устранить ныне используемые исключения при взимании НДС по принципу «страны назначения». И не позднее 1 января 2010 года – все ныне действующие нетарифные торговые ограничения, охватывающие 200 упомянутых товарных подгрупп и позиций. А также снять не позднее 1 января 2012 года все тарифные ограничения с режима свободной торговли, установленные в виде пошлин. Очень важно скоординировать торговую политику по отношению к третьим странам и их группировкам, в первую очередь к ВТО и Евросоюзу. Для Беларуси, к чьим границам ЕС уже приближается, это обстоятельство имеет особое значение. Как видим, проблем у СНГ множество, к сожалению, решаются они медленно. Чем может обернуться распространение режима свободной торговли на все без исключения государства СНГ? Это означало бы крупный сдвиг в реализации курса на экономическую интеграцию в рамках Содружества. И, конечно же, расширение масштабов экономических отношений. Ведь каждый процент роста взаимного товарооборота в рамках СНГ – это прирост бюджета стран Содружества почти на 100 миллионов долларов. И Беларусь крайне заинтересована в скорейшем завершении формирования полномасштабного режима свободной торговли.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter