"Песняры" — на Волге

Творческий путь легендарных «Песняров» не всегда был легким и безоблачным. Руководителю ансамбля Владимиру Мулявину не раз приходилось отстаивать свои творческие принципы, настойчиво доказывать правомерность исполнения на эстраде белорусских народных песен в современной обработке. Но все это не шло ни в какое сравнение с тем, что пришлось испытать молодому самобытному коллективу и его руководителю осенью 1971 года во время гастролей в Волгоградской области. Тогда произошел неприглядный инцидент. ...После успешного выступления на песенном фестивале в Сопоте ансамбль «Песняры» сразу отправился с концертами по Волге. Гастроли начались в городе Волжский, недалеко от Волгограда. Руководство областной телестудии задалось целью сделать видеозапись концертной программы популярного ансамбля прямо из зала Волжского Дворца культуры. Узнав об этом, Мулявин с ходу отверг затею местного телевидения. Помещение дворца совершенно не подходило для подобных видеозаписей, и добиться высокого качества звучания песенных номеров было бы невозможно. И тем не менее телевизионщики настаивали. «Ладно, — заявил руководитель ансамбля, — разрешаю запись одного первого отделения». На том и порешили. Однако и после антракта телеоператоры по-прежнему оставались на своих рабочих местах, продолжая как ни в чем не бывало съемку. Тогда возмущенный Мулявин с негодованием прервал концерт и потребовал незамедлительно остановить видеозапись. А ведущий музыкант ансамбля Владислав Мисевич, подойдя к телевизионным микрофонам на сцене, осторожно повернул их лицевой частью в сторону зала. Только после этого телекамеры были, наконец, отключены, и выступление белорусских исполнителей снова возобновилось. А через некоторое время в редакцию «Комсомольской правды» поступило несколько писем из Волгограда. Нигде, где бы ансамбль ни выступал, в том числе и в городе Волжский, никаких претензий после концертов не возникало. А тут вдруг в одном из писем «Песняров» упрекают в «скандале перед микрофонами» из-за нежелания «бесплатно записываться» на телевидении. Думаю, к появлению этих сомнительных писем, скорее всего, были причастны некоторые руководители Волгоградской телестудии, озлобившиеся на Мулявина за его несговорчивость. «Комсомолка», не проверив достоверности изложенных в письме фактов, подготовила по ним и напечатала критический материал. Официальные власти, не разобравшись в сути возникшего конфликта, также поторопились с реагированием на критику в союзной прессе. И вскоре в Белорусскую филармонию поступил приказ из Министерства культуры СССР за подписью тогдашнего министра Екатерины Фурцевой, запретившей «Песнярам» временно заниматься гастрольной деятельностью на всем советском пространстве. Для Владимира Мулявина и его друзей-музыкантов это было равносильно отстранению от любимой работы. Около года, пока не сняли запрет на гастроли, длился для «Песняров» непредусмотренный репетиционный период. За это время необычайно трудолюбивый и одаренный от природы Мулявин сумел разучить с ансамблем много новых песен и основательно подготовился к очередным музыкальным состязаниям. Только в 1973 году «Песнярам» трижды присуждали лауреатские звания. Как бы подводя итог четырехлетней работы белорусского ансамбля на эстраде, выступила и «Комсомольская правда». На этот раз с хвалебной статьей, чтобы, очевидно, как-то загладить свою вину за причиненный нашим артистам моральный ущерб.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter