"Необходим абсолютно точный расчет"

Как уже сообщала «Р» во вторник, Президиум Совета Министров обсудил вопрос «О ходе заготовки кормов и готовности к уборке урожая 2004 года». С докладом выступил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Русак. Существенные коррективы в доклад министра, предложения внесли премьер-министр Сергей Сидорский и его первый заместитель Владимир Семашко. «Р» приводит в изложении фрагменты выступлений руководителей правительства.
Премьер-министр Сергей Сидорский: — Темпы и качество работ должны быть выше. Погодные условия были не везде благоприятны. Это объективная причина колебаний по областям в заготовке кормов от 20 до 40 процентов в сравнении с прошлым годом. Но меня прежде всего тревожат низкие темпы уборочных работ, рост которых способен компенсировать влияние погодных условий. Не надо надеяться на второй укос, а взять все возможное уже с первого… Второй вопрос: как сохранить уже собранное? Недопустимо, чтобы травы первого укоса были положены в старые непродезенфицированные силосные ямы вперемешку с остатками кормов прошлого года. Там, где это имеет место, Минсельхозпроду, облисполкомам необходимо дать принципиальную оценку. Заготовка кормов должна вестись в режиме точного хозяйственного расчета и под постоянным, ежедневным контролем. Необходимо добиться, чтобы конечный положительный результат, обеспечивающий надежную кормовую базу животноводческого комплекса, был виден и прогнозируем в каждом дне сенокосных работ… Вызывает много вопросов состояние подготовки к предстоящей уборочной кампании. На уровне 70—80 процентов готовности находится уборочная техника. Идут ссылки на ее износ. Но надо четко понимать, что в стране на данное время нет другой техники. И надо сделать все, чтобы не только Минсельхозпрод, но и все задействованные в ее подготовке предприятия считали постановку на линейку готовности уборочную технику общегосударственной задачей. Надо убрать с полей все зерно без потерь… Необходим абсолютно точный расчет и своевременные действия по обеспечению ремонтных работ, закупке необходимых деталей, двигателей, шин, при этом по низким ценам, не ожидая, когда они накануне и в ходе уборки возрастут в разы, что умеют делать присутствующие на белорусском рынке компании. Это надо было делать уже вчера. Вся техника должна работать на уборке… Все поступающие предложения по финансированию имеют право на жизнь и будут в кратчайшие сроки отработаны, но главное — финансы должны эффективно работать, а не распыляться. Разбрасывать средства непозволительно никому. Задача Минфина — все четко просчитать с учетом запросов Минсельхозпрода и наполнения бюджета, чтобы мы могли представить главе государства ясную и рациональную схему расходов на уборочную кампанию… Белорусские ученые сельскохозяйственного направления должны быть на полях вместе с практиками. Именно ученые несут ответственность за каждую культивируемую в стране культуру, а вместе с практиками — и за их урожайность, обеспечивая передовые агроподходы. Того же пивоваренного ячменя стоит задача получить 150 тысяч тонн. Как эта работа идет сегодня, пока полной ясности нет. А именно ученые должны сказать, что делается правильно, что неправильно, что надо переделать. Ученые будут вместе с практиками нести ответственность за конечный результат по всем культурам. Первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко: — Перед страной стоит задача наполнения агропромышленного комплекса новой зерноуборочной техникой. Сегодня износ комбайнов значительный. Мы уже около пяти лет брали лидские комбайны, по сути, устаревшие немецкие «Кейсы», которые обходились государству по 215 тысяч долларов США за единицу. В то же время мы имеем комбайн «Гомсельмаша» в 67 тысяч долларов. С трудом собрано 192 миллиона долларов для оплаты 1000 комбайнов «Гомсельмаша». Простая арифметика показывает, что за эти деньги мы смогли бы взять только 300 лидских. Более того, «Гомсельмаш» при плановом и ритмичном финансировании по подготовке производства, мощностям, конструкторским и рабочим кадрам способен давать ежегодно 1500—2000 единиц техники. А это около 5—6 лет для полного обновления парка комбайнов. Чтобы у Минсельхозпрода не возникало дополнительных вопросов о сравнительных качественных характеристиках упоминаемых комбайнов, есть заключение полтора десятка официальных специалистов. В прошлом году в Слуцком районе был создан комплексный механизированный отряд. В одном ряду работали комбайны гомельского, лидского производства и другие. Что получилось? Никакой разницы, с точки зрения производительности, потерь зерна, расходов топлива, ремонтопригодности КЗР-7 на хороших землях Слутчины по отношению к «Кейсам» не зафиксировано. И тем не менее последние стоят 215, а гомельские — 67 тысяч долларов. Есть особенности уборки в зависимости от урожайности и качества земель. Здесь могут быть допуски в цене машин, но не в 3,5 раза. И об этом шла речь уже не первый раз… С моими доводами в конечном итоге согласились и представители немецкой фирмы, снизив стоимость комбайнов до 125 тысяч, сохраняя при этом достаточно высокий уровень рентабельности. Но между тем кому-то было выгодно «раздевать» Беларусь почти четыре года. Думаю, что и некоторые сельхозпродовские чиновники приложили к этому руку и с настойчивостью, достойной лучшего применения, добиваются покупки лидских комбайнов по непомерным ценам… Если сегодня предлагают продавать комбайн не за 215, а за 125 тысяч долларов, значит, представители фирмы видят серьезную альтернативу в лице «Гомсельмаша». Если бы ее не было, то Минсельхозпрод покупал бы технику и по 415 тысяч долларов. Необходимо смотреть на ситуацию с позиций государственных подходов. К «Гомсельмашу» предъявляют претензии за несвоевременную поставку запланированного количества техники на июнь текущего года. Второй же вопрос упускают. А когда начали финансирование по обеспечению ритмичной работы предприятия? Не с октября же прошлого года, а в последний момент. Но они же не волшебники, чтобы выдать за полтора месяца продукцию. Это непродуманный стиль работы Минсельхоз-прода… Сегодня создана критическая ситуация с зерносушилками. Они и топочные агрегаты нашей промышленностью будут поставлены к нужному времени. Вопрос в другом. Минсельхозпрод с октября прошлого года, после соответствующего решения правительства о проведении тендера, затянул его проведение до 27 мая этого года. А следом идут требования и претензии, чтобы к августу все было выполнено. В конечном итоге вопрос решается через госзаказ, и задача будет выполнена. Но это можно было сделать еще в прошлом году, а не вносить и присылать 7 раз новые дополнения и предложения по тендеру. За этим опять же усматривается подгонка тендера не под интересы государства, а под кого-то иного… Такой стиль работы необходимо ломать в корне, иначе аритмия производственно-хозяйственного организма неизбежна, а задачи, стоящие перед сельским хозяйством, будут решаться с большой долей ущербности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter