"Конкурс на технические специальности растет". В Беларуси появятся собственные специалисты в области кораблестроения

Сегодня популярность Белорусского национального технического университета столь же велика, как и лет 15 назад. Приблизительно такое же количество студентов мечтает получить диплом инженера по разным специальностям. В нынешнем году из более чем 8 тысяч абитуриентов, подававших документы в этот вуз, студбилеты БНТУ получат лишь около 6 тысяч. Высокий проходной балл? По словам первого проректора учебного заведения Владимира Соломахо, конкурс в БНТУ в сравнении с другими техническими вузами традиционно большой. Среднее количество заявлений на одно место — 3,4.
— Владимир Леонтьевич, конкурс на технические специальности растет? —Я не могу охарактеризовать ситуацию по другим техническим вузам страны, поскольку их абитуриенты будут сдавать экзамены во втором потоке, начиная с 20 июля. В БНТУ конкурс на технические специальности действительно увеличивается. Некоторые из них в силу разных причин имеют конкурс и 8, и 10 человек на место. Это в основном касается блока специальностей, которые связаны с информатикой, программным обеспечением и так далее. Они всегда имели высокий конкурс. Кроме того, эти специалисты сегодня востребованы на рынке труда. На автомобилестроении, приборостроении, автотракторном факультете есть специальности, которые традиционно пользуются спросом. Это автосервис, организация дорожного движения, техническая эксплуатация автомобиля. — Будет ли БНТУ в этом году готовить специалистов по новым специальностям? — Да, конечно. И они уже сегодня интересны абитуриентам. Впрочем, этот интерес предсказуем, поскольку, прежде чем вводить новую специальность, мы тщательно анализируем рынок. В частности, впервые в республике мы ввели специальности «кораблестроение и эксплуатация водного транспорта», «низкотемпературная техника». Мы строим речные суда, у нас есть морской флот, рыболовный. И специфика развития страны, экономики с учетом этих направлений деятельности требует подготовки таких специалистов. Прежде их готовили в соседних государствах. Но введение каждой новой специальности требует серьезной материальной базы. — А как обстоят дела с преподавателями? — Проблемы, конечно, в этом вопросе есть, но мы знаем задачу и к ней готовимся. Специальность открывается не на пустом месте. Наши аспиранты стажировались в Санкт-Петербурге, когда речь шла о кораблестроительном факультете, по низкотемпературной технике готовились в Украине. Кроме того, мы дружим с Академией наук. Обращаемся за специалистами, если таковые есть в системе НАН РБ. Дальше — проблема новой специальности. Это проблема полугода, года, когда возникают вопросы с методическим обеспечением, разработкой методического плана, его утверждением… — Быть первым всегда сложно… — По отдельным специальностям мы или кто-то другой можем быть первыми и единственными. Так как вряд ли есть смысл готовить параллельно тех же инженеров в области кораблестроения. Может, целесообразно перевести специальность из одного вуза в другой – такое иногда бывает. — Вместе с тем ряд специальностей свою актуальность на рынке труда потеряли. Например, экономисты, юристы… — Мы не отказываемся от всех прежних специальностей одним махом. Технические специалисты обеспечивают базис развития экономики. Позиция нашего университета состоит в том, чтобы все традиционные специальности, связанные с металло- и энергоемким производством, сохранять и развивать. Достаточно сказать, что ежегодно мы выпускаем до 240 строителей, порядка 140—150 архитекторов. Если брать машиностроение в целом, это человек 400, по энергетике – человек 300. При этом мы потребности энергетики и машиностроения удовлетворяем лишь процентов на 30—40. Хотя эти кадры готовились на протяжении 50—60 лет и широко известны. Вместе с тем общий перечень специальностей требует пересмотра. Юристов мы не готовим, поэтому это не наша проблема. А вот что касается экономистов, с точки зрения потребности рынка можно смело говорить, что людям с этой специальностью очень трудно найти постоянную работу. Может, по отношению к развитым странам их процент не так велик, но реальная ситуация говорит сама за себя. Когда на рынке образовательном были только государственные вузы, то в плановом порядке проблемы с этими специальностями решались. Сейчас, когда появилось множество негосударственных вузов, а многие государственные расширили внебюджетный прием по специальностям экономического профиля, понятно, что количество экономистов существенно выросло. Учитывая общую тенденцию и прогнозируя ситуацию, мы постепенно сокращаем и планируем сокращать дальше специальности, связанные с экономикой. Хотя мы, например, готовим инженеров-экономистов начиная с 1966 года, наработан большой потенциал, создана школа… — Слышала, что в БНТУ учится самое большое число иностранных студентов, так ли это? — Ежегодно мы готовим до 800 специалистов для стран ближнего и дальнего зарубежья. Это — россияне, украинцы, литовцы, латыши, ливанцы, ливийцы, иранцы и другие. Любопытно, что учиться к нам иногда приезжают и дети наших выпускников. Известность вуза достаточно широкая, планируем открытие филиалов за рубежом. Есть определенные проработки по Египту, Ливану. Те страны, откуда большое количество студентов, просчитывают, целесообразнее отправить студентов на учебу в другое государство или же пригласить преподавателей — для организации учебного процесса, чтения лекций. Не думаю, что университет от этого потеряет. Любой такой обмен взаимовыгоден. Кроме того, это будет означать, что наш вуз и нашу страну будут лучше знать за рубежом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter