"Капкан" для вора

Обладать личным автомобилем становится все более грустно. И даже чересчур накладно. От автоворов не спасают ни стоянки, ни гаражи. Особенно беззащитными чувствуют себя наши четырехколесные друзья в отдаленных от города на несколько километров гаражных кооперативах. А сторожей на «табун» в полторы—две тысячи единиц даже одного ГСК раз-два и обчелся. Только в Витебске насчитывается 67 гаражно-строительных кооперативов на сотни и тысячи автомобилей в каждом. Расположены они зачастую, в лучшем случае, в пригороде, а то и в тоскливом «гуляй-поле». Открытые всем ветрам и... ворам. Не отсюда ли мрачная шутка о сторожах, которые… ничего не сторожат? Вот и воруют автомобили из гаражей по-черному. Воруют днем и ночью, в жаркий зной и лютый холод. Зимой и летом – одним цветом… Невероятно, но факт: многие автовладельцы, даже имея собственный гараж, предпочитают парковать своих любимцев на автостоянках. Как иностранного, так и отечественного производства. И потому в Витебске и наиболее крупных городах – Орше, Полоцке, Новополоцке число автостоянок растет как грибы после дождя. А каменные гаражи пустуют. Либо служат накопителем всякого хлама, запчастей, бензина и укромным уголком для мужиков, где можно распить бутылку на двоих, поговорить «за жисть» и спрятаться от ворчливых жен. Примерно каждый пятый автовладелец, имеющий гараж, машину содержит на стоянке. Это – ненормально. И как быть? Самый простой выход из нелепой ситуации – оборудование гаражей охранной сигнализацией. По типу квартир в многоэтажных домах. Проще и надежнее в наших уникальных для мирового сообщества условиях было бы установить так называемую проводную сигнализацию. Все упирается в ее дороговизну. Представляете: к каждому гаражу (а их тысячи и десятки тысяч) необходимо провести два провода? Невообразимая «паутина» протянется к сторожевому помещению. Похлеще километрового морского невода. Итак, модель проводной сигнализации не годится. На смену ей пришла радиосвязь. И снова нонсенс! Когда я стал искать заинтересованных коллег, чтобы разработать систему такой охранной связи, то был разочарован. При массе заводов бывшей электронной ориентации не находится по-настоящему грамотных специалистов и патриотов. Говорят, что если попросить о данной услуге китайских студентов, то они в течение нескольких месяцев завалят вас охранной сигнализацией нового типа под любой заказ. А у нас ничего не хотят делать. Оно и понятно: куда проще ставить машины на автостоянки, чем лишний раз шевелить мозгами. Вот почему у нас крали, крадут и будут красть. Впрочем, знаменитый Витебский телевизионный завод где-то в конце прошлого столетия пробовал выпускать автомобильную сигнализацию. Разумеется, теперь она устарела. Тогда почему бы не попробовать по уже известной схеме переориентироваться на выпуск гаражной сигнализации? Конкретно — это несколько датчиков, работающих на качание и на разрыв, радиопередающее устройство (радиус действия – до 0,5 км) и приемник (пейджер), плюс дистанционное управление (брелок для включения и снятия сигнализации). Для «гаражников» схема еще более упрощается: блок дистанционного управления выбрасывается и отключается, а пейджер размещается в сторожке с соответствующим номером гаража. Правда, есть и неудобство — держать в сторожевом помещении столько пейджеров. Попробуй потом в этой «куче малой» определить, какой пейджер сигналит о взломе гаража. Гораздо проще поставить приемник, на котором высвечивается цифра (номер гаража и автомобиля). Как в телефоне с определителем номера. По моим расчетам, с учетом специальной доработки стоимость одного комплекта такой сигнализации составит не более 60 у.е. Если наладить их производство на поток, то только в нашей стране будет спрос по меньшей мере на полмиллиона комплектов. Вопрос теперь в том, кто возьмется за такой заказ? И от кого он будет исходить? К тому же возникает сомнение в том, что выполненная в заводских условиях охранная сигнализация для гаражей в самом деле ограничится стоимостью в 60 у.е. У нас в стране много талантов не производить продукцию, а накручивать цену на товар. В данном случае, скажем, до 120 условных единиц за комплект. Если так, то все это — очередной залп горохом о стену. Может, действительно проще обратиться к китайским студентам: они моментально завалят нужным товаром всю страну? Владимир ВАТОЛИН, инженер-электронщик, г. Витебск Комментарий собственного корреспондента «Р» Виталия Федорова: — Должен признаться, что поднятая нашим читателем проблема затронула меня не только профессионально. Как и многие соотечественники, я также являюсь владельцем гаража и автомобиля. Постоянно приходится слышать о взломах и хищениях легковушек то в одном, то в другом гаражном кооперативе. И абсолютно прав Владимир Ватолин: сторожа здесь бессильны. А возле каждого гаража охранника или милиционера не поставишь. Идея охранной сигнализации в ГСК не так проста, как кажется на первый взгляд. Наши предприятия-гиганты скептически смотрят на «мелкий» заказ. А если и возьмутся, то вдвое-втрое накрутят цену и сделают товар неликвидным. В данном случае большинство наших отнюдь не богатых сограждан еще раскошелятся на 60 у.е., но если сумма перевалит за «сотку», то такой товар «ляжет на дно, как подводная лодка». Извечный вопрос: что делать? Вряд ли стоит подыгрывать идее выхода на расторопных китайских студентов. Может, отбросить в сторону наш местечковый снобизм, пошевелить мозгами и самим запустить конвейер охранной сигнализации для ГСК? И что особенно важно – до максимума удешевить проект. Не хочет браться за такую «мелочь» Витебский телезавод — возможно, найдутся энтузиасты в фирме «Лёс» из Барани. Или толковые головастые мужики из столицы. Ведь от проблемы не спрятаться, не скрыться. Гаражи ломают все активнее. С не меньшим азартом угоняют из них автомобили. Ах, вас еще это не коснулось? Бог миловал? Слабое утешение. Если нет современного «капкана», то вор непременно этим воспользуется. Остановить его можно только коллективными усилиями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter