"... I сiняя засень пад сосны лягла"

Шарковщинские ученики сдают экзамены на знание не только обязательных предметов, но и экологической и мировой художественной культуры
Шарковщинские ученики сдают экзамены на знание не только обязательных предметов, но и экологической и мировой художественной культуры Нам показалось, что мы ослышались… «Здесь нельзя купаться, дети! Можете заразиться, вода грязная», – два милиционера сделали замечание малышам, которые плескались в манящем прохладой канале столичного микрорайона Юго-Запад. И тут вместо привычно-риторического «А почему?» прозвучало убийственно-требовательное «А кто это сделал?» Боже мой, а ведь она, эта наивная ребятня, еще как права: и в самом деле, кто сделал так, что в зоне отдыха желанная влага грязная и заразная?! Увы, ей, видимо, никто на это не отвечает, к источнику экологической опасности просто приставляют милиционера… Вот бы, подумалось, школьников Шарковщины, откуда мы только что вернулись из командировки, так безапелляционно шуганули из их любимых Янки или Дисёнки, они непременно прибежали бы к своей учительнице биологии Антонине Валерьевне Зубович и вместе снова перелистали тематическую папку «Уникальные экосистемы нашего района». И отыскали бы хорошо известный им ответ: «Хто ён, Чалавек? Добры, лiтасцiвы, ашчадны гаспадар i ахоўнiк цi бязглузды варвар? Многiя аблiччы мяняў чалавек. Быў гарачым прыхiльнiкам прыроды, малiўся ёй, як Богу. Потым аперыўся, падмяў усё пад сябе. Царстваваў, валадарыў. Ды агледзеўся, што становiцца жабраком ад распушчэнства. Задумаўся. Спахапiўся...» Ответы на этот и многие другие вопросы в тему шарковщинские ученики стали искать особенно тщательно с прошлого года, когда в СШ № 1 создали экологический уголок. Да, эту новацию внедрили здесь по инициативе отдела образования райисполкома, природоохранной райинспекции и педколлектива школы. Но она, возможно, так и осталась бы позитивной формальностью, мероприятием для галочки, если бы не поразительная активность самих «ученических масс», и не только, кстати, старшеклассников. Собственно, в прошлом году идея просто обрела, можно сказать, организационные рамки, подобное же направление внеклассной активности здесь избрано давно. – Все, что создано за это время детьми и учителями – и во дворе школы, и на ее этажах – цело, ничего никто не поцарапал, не сломал, – говорит заместитель директора СШ № 1 Сергей Рабизо. – Наоборот, все, по сути, дети близлежащих многоэтажных домов с удовольствием играют в школьном дворе, проводят свободное время – он ни для кого не закрыт. И нигде после этого – ни соринки! Это о чем-то говорит… Двор первой школы и впрямь территория уникальная. Сколько фантазии, любви и знаний вложено в его оригинальное, очень трудоемкое оформление! Дети воссоздали здесь в миниатюре один из уголков родного края, который так богат на реки, озера, болота и леса. И – представьте себе – каждый день на каждой переменке городская детвора созерцает эту, пусть и рукотворную, но близкую к оригиналу природную красоту. – Только одного созерцания мало, – замечает учитель биологии Антонина Зубович и приглашает нас на второй этаж школы. А там в левом крыле коридора – микромакет наземной части шарковщинской природы. Чучела кабана и оленя, подаренные школе Центральным ботаническим садом, потрясающая диарама здешнего заказника «Ельня», собранные ребятами материалы о растительном и животном мире, экспонаты Красной книги… Правое крыло (еще не до конца оформленное) – водно-воздушная среда: аквариум с рыбками, диарама, гобелены в исполнении учительницы труда Татьяны Буко, экологическая карта района. Кстати, очень большую помощь в оформлении экспозиции оказал Виктор Крук, член Союза художников Беларуси, бывший учитель черчения школы, а ныне работник районной школы искусств. – Мы не только проводим экскурсии, но и стараемся с детьми участвовать во всех районных, областных и республиканских конкурсах, – рассказывает Антонина Зубович. – Например, наш клуб «Крылатый дозор» работает в рамках республиканской общественной организации по охране птиц Беларуси. Так вот, в прошлом году, объявленном годом городской ласточки, мои семиклассницы Наталья Лонская и Елизавета Шпакович заняли 1-е место в стране. А сейчас идет областная экспедиция «Наш край»… Нас, журналистов, очень сильно интересовал главный, как нам кажется, вопрос: «Вот это, безусловно, нужное и уникальное экологическое воспитание школьников какой оказывает эффект на их поведение – дома, в подъезде, на улице, в кругу взрослых, короче, чище и красивее ли становится от этого городская, так сказать, среда?» – «Безо всякого сомнения, да», – чуть ли не в один голос отвечали наши собеседники. Дети приносят из школы цветы и высаживают их у своих подъездов, участвуют в других общественных инициативах по благоустройству города. Кстати, подобные аргументы и стали самым исчерпывающим ответом на наш вопрос. Видимо, это не могло не совпасть во времени и пространстве: очень похорошевший за последние два года город Шарковщина и значительно выросшая культура экологического поведения ее жителей, и прежде всего молодежи. – Красота воспитывает детей и их родителей, – говорит начальник отдела народного образования райисполкома Александр Титович. – По сути, в каждой школе района взят экологический уклон. Ребята учатся этому сами и учат других. Кстати, из СШ № 1 ежегодный процент поступления в вузы и колледжи страны – 70–75 процентов. Из необъятного и захватывающего мира природы мы уходим через гостиную «Лира» первой школы, где проходят уроки по мировой художественной культуре и литературе. Не менее необъятный и захватывающий, надо полагать, процесс. Но порядок трансформации все же такой: сначала узнай свое, родное, а потом – владей всем миром!
Апалi на сэрца маё нагаворы –
Вясеннiя шолахi Сiнiх балот.
Багун зацвiтае,
Як снег на балотах,
I сiняя засень пад сосны лягла.
Вясной усё жывое 
шукае пяшчоты,
I радасцi хоча,
I хоча цяпла.
(“Вясна на балотах”, Мiхась Машара, ураджэнец Шаркаўшчыны)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter