"Для подростков нужны идеалы..." Наталья Башева знает, как спектаклем заставить детей думать

Занавес. Смолкают аплодисменты. Спектакль закончен. Дивной энер гетикой зарядила задорная, остроумная «народная шутка в 2 действиях» «Тарас на Парнасе» — хочется шутить и радоваться жизни, совсем не хочется уходить. «Этот спектакль особенный, он о любви к Беларуси, о том, какая правильная и теплая белорусская земля, с васильками, с необычайно пахнущими березами…» — Наталья Башева не только постановщик «Тараса на Парнасе», но и главный режиссер Белорусского республиканского театра юного зрителя.
Занавес. Смолкают аплодисменты. Спектакль закончен. Дивной энер гетикой зарядила задорная, остроумная «народная шутка в 2 действиях» «Тарас на Парнасе» — хочется шутить и радоваться жизни, совсем не хочется уходить. «Этот спектакль особенный, он о любви к Беларуси, о том, какая правильная и теплая белорусская земля, с васильками, с необычайно пахнущими березами…» — Наталья Башева не только постановщик «Тараса на Парнасе», но и главный режиссер Белорусского республиканского театра юного зрителя. С ее приходом репертуарная и творческая политика театра направлена, прежде всего, на возрождение интереса современного школьника к шедеврам западноевропейской, русской и белорусской классики. Наиболее яркими постановками последних лет можно по праву считать спектакли «Сестра моя Русалочка» Людмилы Разумовской («музыкальная сказка в 2 частях для умных, взрослых детей»), «Рыцарь Ордена Солнца» Петра Васюченко — фантазия, в которой органично переплелись мотивы, сюжеты и персонажи из самых разных народных и литературных сказок, и, конечно, «Дорога на Вифлеем» по пьесе «Братец Ослик» белорусского драматурга Сергея Ковалева, получившая в 1997 году первую премию на республиканском конкурсе драматургии «Человек и время». Эта добрая и мудрая рождественская сказка-притча в простой и интересной форме раскрывает маленьким зрителям основные христианские понятия о Боге, человеке и смысле жизни. Своего рода чудо, что спектакль был поставлен всего за 14 репетиций. *** — Любое событие нашей жизни должно быть чудесным и сказочным. Особенно если оно происходит на сцене, — считает Наталья Башева. — Не только детские, но и многие мои взрослые постановки — это сказки. Хотя для детей спектакль нужно ставить серьезнее, с более глубоким анализом. Взрослому зрителю ведь можно предлагать к раздумью различные спорные вещи, и он сам выберет, что ему ближе. Ребенок этого не умеет, он ведет себя так, как ему предлагают, то есть если скучно, то пеняйте на себя. Когда интересно — дети шуметь не станут. — Что, на ваш взгляд, главное в детском спектакле? — Во-первых, это тема, что мы должны сказать ребенку. Во-вторых, симбиоз всех выразительных средств. «Взрослые» эксперименты вроде отсутствия музыки или текста здесь не пройдут. У нас в театре работают замечательные педагоги, которые входят в среду детей и примечают их потребности и некоторые закономерности поведения, которые мы пытаемся учесть. Дорогого стоит, когда у подростков из «хабзы» руки багровые от хлопков. Значит, им понравилось, они будут ставить себя на место полюбившегося героя, за которого очень переживали. Основная цель спектакля для детей — заставлять думать и поступать. Кто как не детский театр должен заниматься воспитанием нравственности? — Какими качествами должна обладать пьеса, чтобы она была поставлена на сцене ТЮЗа? — Моя любимая тема — борьба добра со злом. Но в финале обязательно должен быть выход из создавшейся ситуации или надежда, даже если это драма. Иными словами, должен быть свет. Сюжет может быть любой, но не просто интересный и понятный, а захватывающий, волнующий, заставляющий переживать. Эмоциональность пьесы — это главное. Материал может быть несовершенен, но если в нем есть зерно, которое увлекает, то недоработки автора могут устранить режиссер и актеры. — Многое зависит от актеров? — Вы знаете, почему многие хорошие актеры долго не живут? Потому что они переживают за своих героев, искренне перевоплощаются. Актеру детского театра еще сложнее. Ведь каким бы профессионалом он ни был, ребенком никогда не станет. Поэтому перевоплощение требует дополнительных нагрузок. В советские времена актеры ТЮЗов даже уходили на пенсию раньше других — в 45 лет. На мой взгляд, актер детского театра может сыграть в любом взрослом спектакле, и далеко не каждый взрослый способен сыграть в спектакле для детей. У нас в театре работают заслуженные мастера Леонид Улащенко — его энергии может позавидовать даже молодой актер, Михаил Петров, Анатолий Жук. С первой труппой пришел в ТЮЗ Борис Борисенок, недавно отметивший свое 70-летие. В своей «взрослой» молодости он играл в основном героев-любовников, а сейчас в детских спектаклях играет министров, королей. На всем постсоветском пространстве нет такой актрисы, как Вера Кавалерова. Она профессиональная травести — необычайно талантливо играет мальчиков. — Ближайшие творческие планы… — О, их много. На мой взгляд, сейчас особенно важна социальная проблематика, для подростков нужны спектакли воспитательного характера, нужны идеалы. Поэтому ставим и Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», репетируем пьесу Виктора Розова «Мальчики» по мотивам «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Учителя словесности» по роману Федора Сологуба «Мелкий бес» (приглашен режиссер МХАТа Николай Шейко). В планах также Островский и Гоголь. Ну и, конечно, сказки: «Снежная королева» Евгения Шварца, «По щучьему велению» для самых маленьких, которую будет ставить главный режиссер Молодежного театра Модест Абрамов. Совместно с Министерством культуры страны организовали республиканский конкурс детско-юношеской драматургии. Победители получат право постановки своих пьес на сцене ТЮЗа. В последние годы активно участвуем в фестивальной деятельности. В прошлом году были в Чернигове, Рязани и Москве, где стали лауреатами. Вскоре с «Тарасом на Парнасе» едем в Киев. — Каково женщине руководить театром? — Однажды во время репетиции один актер нагрубил мне, а второй сделал ему замечание: «Как ты разговариваешь с женщиной!». А я и отвечаю, что я не женщина, а режиссер! И безумно люблю театр.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter