Пьющие дети

Елизавета Петровна встает в 4 утра.
Елизавета Петровна встает в 4 утра. Тихонько крадется в кухню. Не включая свет, варит суп - одну тарелку. Ест его в темноте. И снова крадется к себе в комнату. Нет, Елизавета Петровна не лунатик. И с психикой у нее тоже все в порядке. Просто...

- Если не успею съесть свой завтрак до того, как проснется сын, останусь на весь день голодной. Николай все съест или... мне в тарелку обязательно наплюет. А у него открытая форма туберкулеза... - объясняет Елизавета Петровна свое пристрастие к ночным завтракам.

Но это - лишь одно из ее многочисленных неудобств. Обо всех даже рассказать невозможно. Например, телевизор в своей комнате она смотреть не может - он мешает сыну отдыхать, о чем Николай тут же сообщает матери, используя ненормативную лексику. Отдыхает он непрерывно - давно нигде не работает, а из дому выходит только чтобы купить водки, когда отнимет у матери пенсию. Вообще, соседство с родным сыном давно уже превратилось для Елизаветы Петровны в сплошной кошмар. Оскорбления, унижения, побои - ее повседневная жизнь. Содержание жизни Николая, кроме "борьбы" с матерью, составляют пьянки. Елизавете Петровне не всегда удается спрятать от него деньги хотя бы на хлеб.

Она пыталась, конечно, что-то делать: уговаривала Николая не пить, просила пойти лечиться - жалела его, ведь больной... Продолжалось это не год и не два. Последним этапом борьбы за сына стало для Елизаветы Петровны обращение в Борисовский РОВД. Несколько раз писала участковому заявления, вызывала дежурный наряд, когда сын бросался на нее с кулаками. Милиционеры увещевали Николая, пугали отправкой в ЛТП. И уходили...

- А сын после этого еще больше звереет, каждый день убить меня грозит. И никакого просвета из этого хмельного кошмара нет... - рассказывает Елизавета Петровна.

Для семьи Готовко из Лиды просветом в таком же кошмаре стала принудительная отправка единственного сына в ЛТП. "Знаю, что там его не вылечат, но мы с мужем хотя бы отдохнем год. Все, что можно, мы уже испробовали, чтобы спасти сына: лечили у известных докторов, кодировали, зашивали "эспераль". Все это помогало от силы на год. А потом сын снова начинал пить. С ужасом думаю о его возвращении из ЛТП и о том, что нас ждет. Я очень больной человек - инвалид, стою на учете в онкодиспансере. И у меня уже не хватит сил перенести этот кошмар - жизнь с сыном..." - пишет в редакцию мать пьющего сына.

Отец еще одного, Романа Гупанова из Столбцовского района, вообще сбежал от родного чада. "Живу у родственников, дома бросил корову, она уже несколько дней не кормлена. А возвращаться боюсь. Сын каждый день пьет, пенсию у меня отнимает, из дому выгоняет, избивает", - рассказывает о своих горестях Семен Александрович.

Таких писем мы получаем немало. Еще больше людей никуда не пишут и ни к кому не обращаются - молча страдают от детей-алкоголиков. Считается, что таковые в основном вырастают в пьющих асоциальных семьях. Статистика это в общем подтверждает. Если родители пьют, то их судьбу повторяют 50 из 100 детей. Причем первую рюмку такие дети обычно выпивают за семейным столом и в очень раннем возрасте. Ежегодно в республике милиция задерживает примерно 25 тысяч детей в состоянии алкогольного опьянения. По официальным данным, сегодня на 100 тысяч детей - более 20 алкоголиков. Эти цифры увеличиваются по мере взросления детей из пьющих семей. Впрочем, самих родителей-алкоголиков обычно не слишком волнует судьба их отпрысков. Особых страданий и неудобств от их пьянства они тоже не испытывают. А когда детки становятся взрослыми, хмельные застолья они разделяют с родителями.

А вот для людей непьющих, которые пытались в меру сил воспитать своих детей достойными людьми, жизнь с сыном-алкоголиком (или такой же дочкой) становится кошмаром. Из которого практически нет выхода! Даже если родители пытаются лечить детей, как семья Готовко из Лиды, результат далеко не всегда такой, как хотелось бы. Да и лечиться у известных частных докторов, тех же Хадоркина или Сайкова, не у всех есть возможность. Достаточно высокие цены на эти медицинские услуги делают их недоступными для большинства больных алкоголизмом. И это большинство или вообще не лечится, или обращается в государственные наркологические службы. Точнее, их туда уговорами и мольбами доставляют измученные родители. Конечно, помочь в наркологических диспансерах стараются каждому. Но возможности у наркодиспансеров довольно скромные - и материальная база слабая, и медицинского персонала не хватает. А главное, не хватает желания избавиться от алкогольной зависимости у самих пациентов... Единственная возможность для родителей хотя бы на время избавить себя от хмельного домашнего кошмара - отправить сына-алкоголика в ЛТП. Что тоже весьма непросто. Из 7 ЛТП, действующих в республике до 1991 года, сейчас осталось 2. И они постоянно переполнены. Женский ЛТП вообще закрыли. Между тем только среди пациентов Минского наркологического диспансера 30 тысяч человек, по мнению врачей, нуждаются в принудительном содержании в таких учреждениях. За время демократизации наркологической службы, смысл которой свелся к эдакой свободе выбора: хочешь - лечись, хочешь - спивайся, количество только зарегистрированных больных алкоголизмом увеличилось в 5 раз. Ну а во сколько раз увеличились страдания людей даже представить невозможно! Особенно матерей и отцов, стремящихся дать обществу достойного гражданина, да вот не уберегли их от пристрастия к рюмке...

Попытки изменить ситуацию предпринимаются. На самом высоком уровне. Принята очередная государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма. Всех, кого возможно, в этой программе задействовали - министерства, ведомства, комитеты, общественные структуры. И конечную цель определили: формирование в общественном сознании твердой установки на трезвый образ жизни. Хорошая, конечно, цель, правильная, масштабная. Боюсь только, люди, которые нам в редакцию написали (и не написали) о своих пьющих детях, вряд ли дождутся результатов формирования у них этой самой установки на трезвый образ жизни. Им бы чем-то конкретным помочь. Ну, скажем, не ограничиваться бы борисовским милиционерам одними увещеваниями сына Елизаветы Петровны Кузур. Хоть что-то сделать! Чтобы не вставала пожилая женщина в 4 утра и не шла, крадучись, на кухню - готовить в потемках свою тарелку супа...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter